Одно из крупнейших в стране предприятий промышленного железнодорожного транспорта АО «В-Сибпромтранс» стало участником нашего проекта «Месяцы, опаленные войной», посвященного 80-летию Победы. Помнить и заботиться о каждом участнике Великой Отечественной, о тружениках тыла и детях войны – изначальная традиция компании, неизменная на протяжении ее почти полувековой истории. Мы открываем цикл публикаций, в котором расскажем, как хранят и передают новым поколениям живую память о славных и трагических страницах нашего прошлого.
Простая истина – каждое дело несет на себе отпечаток личности – имеет множество иллюстраций. Одно из них – АО «В-Сибпромтранс», которым полвека руководит Геннадий Семенович ЛАПУНОВ.
Первое в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке предприятие промышленного железнодорожного транспорта было основано в далеких 70-х годах. Геннадий Лапунов стал инициатором его создания, первым и бессменным руководителем. В советские времена у компании было другое название, «Промжелдортранс», она сыграла большую роль в промышленном развитии края и всего востока страны, и в наши дни ее значимость велика. Но это – отдельная история…
Пятьдесят лет руководства – сам по себе уникальный факт. А если вспомнить, через какие перипетии за столь масштабный по людским меркам срок пришлось пройти стране и при этом сохранить производство, коллектив и продолжить развитие, то возникает мысль, что у генерального директора Лапунова есть какой-то особый «генеральный» секрет такого долголетия, человеческого и профессионального.
Но познакомившись с ним, начинаешь понимать, что эта загадка имеет простой ответ – точнее, два. Первый – профессионализм, основанный на любви к своему делу. В одном из интервью Геннадий Семенович признался: первое же путешествие на поезде поразило его настолько, что уже тогда, в юности, он понял – железная дорога станет его судьбой.
Второй ответ – особое отношение к людям, к тем, кто сейчас рядом или когда-то был, и к тем, кого уже нет. Это свойство, по всей видимости, происходит из памяти о той славной и страшной доле, доставшейся его поколению.
«Одноклассник» Гагарина
Он родился в Витебской области, когда запад Белоруссии был еще под Польшей. Главное впечатление детства – война.
Враг пришел, когда Геннадию Лапунову было семь лет. Потрясения того времени остались с ним навсегда.
– Полицаи меня, семилетнего, поставили к стенке и уже приготовились стрелять. Спасла меня простая женщина, тетя Мария Ковалева – закричала им: что вы делаете, это ведь ребенок! Она страшно рисковала, ведь с ней могли бы сделать то же самое, но полицаи почему-то отступились… И разве забудешь колонну беженцев – женщины, дети, инвалиды, – которая не успела уйти в тыл. Немцы развернули людей и погнали обратно. Кто в сторону шагнет – пристрелят… Помню перекладину между липами, холеные сапоги эсэсовца, плетку – нас водили смотреть, как казнят партизан. Помню, как гонялся за мной немецкий самолет, видимо, для развлечения, стрелял, никак не мог в меня, пацана, попасть – никогда не забуду, как пули врезались в песок. Или когда наш боец закрыл меня своим телом – я этого бойца вижу как сейчас: его каску, плащ-палатку, усы просмоленные – они до сих пор передо мной… Когда в шестьдесят третьем году в Красноярск приезжал Юрий Гагарин, тоже переживший ребенком ужасы оккупации, мне удалось немного поговорить с ним. И он мне сказал: «Мы с тобой – как одноклассники».
Слушая Геннадия Семеновича, отмечаешь одну очевидную черту его рассказа: особую, острую память на добро, которое исходило от людей, близких и совсем незнакомых, на войне и после нее.

– В начале войны я оказался в Витебске. Помню, лето было очень жаркое, я иду по центральной улице один… Город бомбили, превратили в руины, и оставаться в нем не было смысла. Мне надо было уйти из города, попасть в деревню, а это километров двадцать… Кругом паника, люди бегут, кричат дети. Помню милиционера в серой шинели и с длинной саблей на боку – он просил тех, кто ехал: возьмите ребенка, подвезите ребенка… Меня подвезли. Никогда не забуду этого милиционера, его доброты. И такой доброты в моей жизни было много. В самом начале пятидесятых, когда уже работал здесь, в Красноярске, помню, мне сообщают: у тебя дочь родилась. Надо было срочно домой попасть. А через Енисей тогда был только один мост, железнодорожный. Ради меня остановили паровоз, посадили туда, и машинист, узнав о моей радости, налил мне кружку кипятка и дал большой кусок хлеба и сахара. И этот хлеб, и сахар я тоже никогда не забуду. Помню все доброе, что было в жизни, даже если в детстве кто-то по голове погладил.

В том, насколько важно умение помнить – не только то, что было с тобой, но и память поколений, страны, – его убедила давняя история. Его родственник Андрей Васильевич Лозовский командовал в партизанском отряде диверсионной группой. Геннадий Лапунов вспоминает их последнюю встречу:
– Он нашел меня в доме, я лежал на полу, потому что кровати не было. Разбудил и сказал: «Так вот ты какой! Ну, как-нибудь еще увидимся». И не увиделись. Потом уже позже его «партизанская» жена нашла меня и рассказала, что отыскала его могилу в лесу и ездила к ней на лошади постоянно, так что лошадь уже сама находила нужную тропинку. Эта женщина очень его любила. Сейчас Андрей Васильевич лежит в братской могиле в городе Сенно Витебской области.

Неслучайно одним из важных подразделений компании стал музей, который находится в головном офисе. Здесь собраны не только экспонаты, рассказывающие об истории предприятия, но, что еще важнее, истории людей. Имена сотрудников, участников Великой Отечественной войны, на особом стенде.
Но есть в этом и нечто большее, чем музей: помнить и заботиться о каждом стало традицией компании, вырастающей из управленческого стиля ее руководителя.
Заботиться о каждом
Важная деталь. По словам генерального директора, в «В-Сибпромтранс» в коллективе – около четырех тысяч человек, но эту цифру он называет с учетом ветеранов – участников и детей войны, тружеников тыла, ветеранов предприятия, то есть тех, кто уже на пенсии. Всего их около тысячи.
У нас есть давнее правило: каждого ветерана я сам поздравляю с днем рождения. Независимо от того, работает ли он сейчас. Это не просто слова, это очень важно. Разумеется, помогаем материально. Недавно был случай – позвонил наш ветеран, сказал, что сломался слуховой аппарат, теперь он, считай, оглох. Ну как я ему не помогу? Таких моментов много… Мы ежемесячно оказываем им поддержку – это и помощь в лечении, подарки к знаменательным датам, отдых. Конечно же, поддерживаем тех, кто в строю. Стараемся при любой возможности премировать. Помогаем многодетным семьям, у наших сотрудников в целом более тысячи детей. Не забуду один случай: наш работник был ранен на спецоперации – он до сих пор на лечении, – и у него как раз родился сын. Когда об этом сообщили на торжественном заседании, зал долго аплодировал – это была общая радость. И это многое говорит о наших людях.
Кроме того, компания шефствует над детскими домами, а в последние три года появилось еще одно направление поддержки – помощь участникам спецоперации. Как говорит Геннадий Семенович, помогать фронту – это вопрос нашего собственного отношения к происходящему сейчас.



