География большого проекта

Для Нижнего Приангарья необходимо более тысячи километров дорог

География большого проекта Для Нижнего Приангарья необходимо более тысячи километров дорог

В проекте развития Нижнего Приангарья будут участвовать даже далекие от него районы края. Однако относительная географическая удаленность только на первый взгляд кажется неразрешимой задачей. Поставка товаров, подготовка кадров – это лишь малая толика того участия, которое будут принимать территории в большом проекте. Учитывая то, что второй его этап продлится аж до середины этого века, можно уверенно сказать – проект становится по-настоящему общим делом для всего края. И, возможно, в скором времени количество участников расширится еще больше.

Недавно в Богучанах прошла межрайонная конференция партии «Единая Россия», на которой обсуждались вопросы развития Нижнего Приангарья. Мероприятие стало логичным продолжением недавней межрегиональной встречи партийцев, состоявшейся в Красноярске. Напомним, в тот раз в столице края собрались представители сибирских регионов и представляли свои инвестиционные проекты. Наш регион стал одним из лидеров по представленным и, самое главное, утвержденным партией планам. Кстати, Приангарье получило добро еще в 2005 году. Это одна из самых масштабных и долгоиграющих задумок федерального масштаба. В рамках проекта планируется строительство Богучанской ГЭС, алюминиевого завода.

И это далеко не полный список лишь первого этапа. Ожидается, что после его завершения наступит вторая фаза. Которая продлится до середины этого века. А это автоматически означает создание новых рабочих мест, усиление кооперации, дополнительные доходы в бюджеты всех уровней. Только вдумайтесь – после 2012 года, когда как раз завершится первый этап, краевая казна будет получать около 12 млрд рублей ежегодно. Это вполне сравнимо с Ванкором.

В кольце

В рамках конференции прозвучали доклады не только представителей Богучанского района – центровой территории проекта. Главы Дзержинского, Абанского районов и Канска также рассказали присутствующим о своих возможностях, которые могут использоваться в Нижнем Приангарье. Например, Канск представляет неплохую площадку для подготовки кадров. Здесь есть вся необходимая инфраструктура – учебные заведения, производственная база. Кстати, еще в советское время именно такая схема реализации проекта и была предусмотрена. Так что данная инициатива не нова – это лишь возрождение хорошо забытого старого. За исключением, пожалуй, одного момента – объединяющим звеном образовательной структуры призван стать Сибирский федеральный университет.
Другие территории выказали готовность участвовать еще и в продовольственном снабжении Нижнего Приангарья. Не зря же проект называют комплексным. Некоторое время назад, например, предприниматели Ачинска вышли с инициативой развития авиационного мини-хаба. Планируется, что воздушные перевозки через региональный аэропорт позволят снизить себестоимость продукции.
Первый заместитель председателя Законодательного собрания края Валерий Семенов считает, что такой подход полностью укладывается в логику проекта:
– Развитие Нижнего Приангарья – это исторический и очень значимый для края проект. Сегодня здесь мы видим представителей территорий, которые раньше не были напрямую задействованы в нем. Например, Канск, Абанский и Дзержинский районы. Однако ситуация меняется. Министерство экономики и регионального развития сегодня подготовило новый формат развития. Так что теперь эти территории могут и должны участвовать в нем, – подчеркнул Валерий Семенов.
Планируется, что вокруг Нижнего Приангарья будет создано своеобразное кольцо. Крупные города с развитой инфраструктурой станут центрами для жизни сотрудников и обслуживающего персонала создаваемых предприятий. Однако ограничиваться лишь близлежащими территориями не будут. Как уже упоминалось, в проект войдут и отдаленные районы. Такой подход вполне очевиден, ведь общая стоимость первой очереди превышает 230 млрд рублей, а количество занятых на предприятиях – 10 тысяч человек.

На раз-два

Работы действительно хватит всем. Ведь, несмотря на масштабность первого этапа освоения Нижнего Приангарья, вторая волна инвестиций и строительства поражает еще больше. Уже сегодня в проекте принимают участие около 200 местных компаний, на объектах работает почти 18 тысяч человек.
В первую очередь планируется возвести Богучанскую ГЭС, алюминиевый завод, Мотыгинскую ГЭС. Очевидно, что основным объектом здесь является Богучанка. Без электростанции все остальные проекты теряют свою актуальность. Кроме того, предстоит существенно улучшить инфраструктуру – как социальную, так и транспортную. Ключевая проблема, конечно же, в дорогах. По словам министра экономики и регионального развития Сергея Верещагина, без этой составляющей ни о каком развитии говорить невозможно. Ожидается, что в конечном счете на территориях Нижнего Приангарья появится около 1,5 тысячи километров новых автодорог. Мы уж не говорим о новых мостах, железнодорожных ветках и сетевой энергетической инфраструктуре.
К слову, в проекте появились и новые объекты. Например, строительство газоперерабатывающего завода. Инициатива по его созданию впервые была озвучена еще в 2006 году. Но тогда по объективным причинам из-за изменения планов инвестора сроки были перенесены. И вот сейчас проект получил второе дыхание.
– То, что условия и перспективы развития этого производства именно в этом районе существуют, никогда ни у кого не вызывало сомнений. Думаю, этот объект будет построен. Ближайшая задача, которая стоит перед правительством края, – подготовка документации для регистрации заявки и ее рассмотрения на федеральном уровне. Чтобы добиться этого, мы должны обсудить некоторые детали с инвесторами. Ведь нужно учесть и динамику развития смежных проектов – золотопромышленников, газо- и нефтедобытчиков, – подчеркнул Сергей Верещагин.
Планы второго этапа реализации проекта еще масштабнее. Однако же и времени на его реализацию гораздо больше – окончание намечено на 2050 год. До этого времени строителям, геологам и добытчикам предстоит освоить Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождения. Кроме того, золотопромышленники считают, что на территории есть перспективные залежи желтого металла.
По словам Сергея Верещагина, освоение сырьевой базы и создание высокотехнологичных перерабатывающих производств позволит улучшить транспортную доступность региона, поднять на новый уровень обеспеченность электроэнергией. В общей сложности все эти инфраструктурные проекты позволят задействовать более 23 тысяч человек. Учитывайте, что еще тысячи и тысячи красноярцев получат возможность работать в смежных или обслуживающих отраслях. Ожидается, что все два этапа обойдутся бюджету и частным инвесторам в сумму более 500 млрд рублей. Однако же овчинка стоит выделки.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного