Десятки глаз устремились в одну точку: из-за облака вот-вот должен показаться огромный Боинг-777F немецкой авиакомпании «Люфтганза Карго». Губернатор края Лев Кузнецов, руководство аэропорта Емельяново, авиатехники, журналисты, споттеры – внимание всех приковано к небу, которое в Красноярском крае становится все более открытым для широкого международного партнерства.
Сибирское гостеприимство
Несколько секунд – и многотонная птица мягко приземляется на красноярскую землю. Выруливает на дорожку, где по доброй авиационной традиции лайнер встречают водяной аркой из пожарных водометов. Самолет проходит через символические ворота. Чистый, блестящий, необыкновенный – просто мечта споттеров (фотографов-блогеров, для которых съемка лайнеров – не просто хобби, а образ жизни), а также всех неравнодушных к достижениям современной инженерной мысли, он восхищает своей мощью. К боингу подъезжает трап, и встречающая делегация отправляется приветствовать пилотов в кабину. Лев Кузнецов потом признается журналистам, что ни за что бы не упустил шанс познакомиться с грузовым гигантом поближе, посидеть за штурвалом. Улыбающиеся летчики, несмотря на усталость, охотно делились впечатлениями, рассказали, что довольны полетом и связью с красноярскими авиадиспетчерами. Но погода, по их мнению, могла быть немного более солнечной для праздничной встречи. Пилоты вежливо приглашали гостей посмотреть не только кабину, но и стотонный грузовой отсек, забитый сверху донизу коробками. Бизнес есть бизнес, и с участием Красноярского края, аэропорта Емельяново он будет только процветать. И не только для «Люфтганзы Карго», но и для обоих партнеров.
Рейс Боинга-777 F по праву назвали особым, историческим. Воздушный гигант сел не где-нибудь, а в центре России. С этого момента начинается новый этап развития Емельяново, взаимодействия нашего аэропорта и крупнейших грузовых перевозчиков мира.
Красноярск стал промежуточной посадкой для «Люфтганзы Карго» на пути из Шанхая во Франкфурт – из Азии в Европу. Компания уже почти 5 лет сотрудничает с Красноярском. В декабре 2012 года в Емельяново приземлился 5-тысячный грузовой рейс. А всего только немецкой авиакомпанией выполнено более 7 тысяч рейсов с промежуточной посадкой в Красноярске, обработано более 17 тысяч тонн груза. Новые лайнеры перевозчика – дальнемагистральные. Они летают на расстояние около 9 тысяч км, выполняют полеты длительностью до 10,5 ч. Фактически новым боингам промежуточная посадка не нужна. Но партнерство с Красноярским краем все равно дает «Люфтганзе Карго» ряд преимуществ. Это возможность брать на борт каждого рейса больше коммерческого груза вместо топлива, не летать двойным составом команды.
Емельяново для немецкой авиакомпании выступает второй после Франкфурта станцией по техническому обслуживанию самолетов. Сибирское гостеприимство, высокий уровень сервиса. Кристиан Беккер, директор авиакомпании LufthansaCargo AG по России и СНГ, отметил, что компания гордится партнерством с Красноярском:
– Нам создали все условия, выполнили все технические требования. Теперь самолетов нашей компании будет прилетать в Красноярск еще больше–14 рейсов каждую неделю.
Двери в небо
Аэропорт стал выгодной бизнес-площадкой: отношения с «Люфтганзой Карго» укрепляются, кроме того, Емельяново активно и планомерно привлекает и другие зарубежные компании, продвигаясь на мировом рынке грузоперевозок.
Конкурентные преимущества аэропорта вырастут с введением режима «открытое небо». Для иностранного перевозчика он дает возможность выполнять полеты в аэропорт практически без ограничений, вне зависимости от условий соглашений об авиасообщении его страны с Россией.
Международный авиахаб, «открытое небо» – эти проекты не раз становились темами переговорных площадок на Красноярском экономическом форуме. В этом году Лев Кузнецов еще раз акцентировал внимание на реализации в Красноярске режима открытого воздушного пространства на заседании транспортной комиссии в рамках КЭФ-2014, которое проводил Аркадий Дворкович.
Глава региона подчеркнул:
– «Открытое небо» даст дополнительную выгоду для авиакомпаний, а нам позволит модернизировать техническую базу аэропорта, создаст новые рабочие места и даст дополнительные доходы бюджету края.
Губернатор привел в пример американский Анкоридж: аэропорт «открыл небо» и получил дополнительную выручку в миллиард долларов, создал более двух тысяч рабочих мест. Красноярск имеет крайне выгодное географическое положение, он находится на пересечении транссибирских и кроссполярных маршрутов. Поэтому у нас есть все шансы перетянуть на себя часть грузопотока Анкориджа и других крупнейших мировых транспортных узлов.
Инвестора назовут через месяц
Потенциал Емельяново позволяет достичь новых рубежей, как в авиации, так и в экономике края в целом. Но визитная карточка аэропорта – пассажирский терминал– не выдерживает никакой критики. Здание построено в 1980 году. Строительства нового комплекса жители края ждут уже много лет. Мастер-план и красивый макет уже давно готовы. Крупные инвесторы проявляют большой интерес к строительству. Однако задача краевых властей – найти самого ответственного подрядчика. Поэтому в правительстве региона создана рабочая группа по подготовке предложений по перспективам развития аэропорта Емельяново.
Условия сотрудничества можно найти на официальном портале Красноярского края. Там же размещается пакет документов – от общей характеристики аэропорта до параметров мастер-плана развития. Очевидно даже неспециалистам, что требуется реконструкция дорог, служебных зданий, а главное – терминального комплекса. Его площадь должна составлять не менее 40 тысяч кв.м, чтобы принять более 3 млн человек в год. Пора уже нам забыть перемещения по высокому трапу сквозь дожди, ветер и стужу. Для этого уже давно придуманы теплые «рукава».
О критериях отбора кандидатов рассказал Виктор Томенко, председатель рабочей группы, глава правительства края:
– На рабочей группе, в состав которой входят министры края, депутаты Законодательного собрания, руководитель Счетной палаты региона, специалисты авиационной отрасли, рассмотрены все возможные модели финансирования модернизации аэропорта. Мы пришли к выводу, что в текущей экономической ситуации вести строительство за счет бюджета края невозможно.
До конца апреля нужно изучить все предложения от потенциальных инвесторов и принять наиболее выгодный вариант. Валерий Семенов, первый заместитель председателя Законодательного собрания края, согласен с общим мнением: без инвестора аэропорт не поднять. И поэтому важно, чтобы будущий партнер действовал не только в личных бизнес-интересах, но и заботился о выгоде региона. Валерий Семенов подчеркнул:
– Наше ключевое условие – инвестор должен не только построить новое здание и модернизировать инфраструктуру. Его задача – управлять комплексом. Поэтому вы выберем то предложение, которое гарантирует возведение нового терминала и его последующую эксплуатацию. Чтобы получить качественный объект на долгие годы.
Когда речь идет о таком масштабном проекте, стоимость которого сравнима с возведением федеральных медицинских центров и строительством 4-го моста через Енисей, нельзя спешить и позволять себе быть недальновидными. Сумма затрат только первого этапа (до 2020 года) составляет более 8 млрд рублей. Планируется, что через 6 лет терминал примет первых пассажиров. Второй этап рассчитан до 2030 года. Общий объем финансирования проекта предварительно оценивается в 16–17 млрд рублей.