Меню Поиск
USD: 76.46 -0.61
EUR: 90.41-0.94
№ 94 / 684

Гимназия благородных девиц

Здесь воспитывают общественных деятелей и хороших жен


Ведомство учреждений императрицы Марии появилось в России в 1796 году. Занималось оно женскими учебно-воспитательными заведениями, которые воспитывали «честных и добропорядочных жен, хороших хозяек, способных трудами своими и приобретенными искусствами добавлять самим себе и их семействам средства к существованию, попечительских нянек, примерных наставниц для детей». Женские гимназии появились в ведомстве императрицы Марии полвека спустя. Их так и назвали – Мариинками.

Бок о бок

Мариинская гимназияСветлые лица, полные ума и достоинства. Такие они – ученицы Мариинских гимназий на снимках XIX века. В начале XX советская власть упразднила систему женских училищ. Возродились Мариинки только в 1990-х – после перестройки. В Красноярском крае две Мариинские гимназии – Красноярская и Ачинская – в этом году отметили свое 15-летие.

Появление в нашем регионе таких школ связывают с именем Александра Лебедя. Тогда генерал губернаторствовал на красноярской земле, и первым его делом (как оказалось, самым долговременным) стало создание кадетской и мариинской системы образования. Мальчиков учили служению, девочек – быть добропорядочными женами и самодостаточными деловыми дамами. Когда знакомишься с ученицами, замечаешь эту самую «деловую даму»: она то и дело проглядывает в рассуждениях, планах и стремлениях гимназисток, их нацеленности на результат.

Красноярская Мариинская гимназия расположилась на пятом этаже бывшего военного училища. Два этажа здесь занимают кадеты, девочкам отдан один. Директор гимназии сетует: давно ждем отдельного корпуса, но временное размещение по соседству с мальчишками оказалось постоянным. Вот уже 15 лет кадеты и гимназистки учатся бок о бок.

Впрочем, как считают и общественные деятели, и руководители Мариинки, в этом и состоит уникальность красноярской системы кадетского и женского гимназического образования. Все в ней сбалансировано – обучение врозь, а досуг вместе.

Ученицы признают: когда пришли в гимназию из общеобразовательных школ, необычно было видеть в классе одних девчонок, а сейчас даже и не представляют себе присутствие на уроке мальчишек.

– У нас атмосфера особая – все легко, все друг другу помогают, – говорит ученица 10-го класса Софья Григорьева. – А мальчикам кто-то нравится, кто-то нет.

– С кадетами общаемся, но по делу, – замечает ее одноклассница Аня Костина. – Мальчики-друзья за пределами корпуса.

Маленькая политика

В Мариинке атмосфера действительно своя. На уроке обществознания, куда мы заглянули, девушки обсуждали животрепещущий вопрос самоопределения в обществе. Между педагогом и ученицами разговор шел на равных. Девчонки наперебой высказывали свои мнения и делали выводы.

Современная гимназия, как и в павловские времена, ставит перед собой задачу воспитать и хорошую жену, и ценную для общества личность. Но приходится делать поправку на время, расставлять приоритеты. Это своеобразное маленькое государство, в котором действует самоуправление. И президента здесь выбирают по всем правилам выборных технологий: дебаты, прения, случается и черный пиар (девчонки могут подрисовать на портрете лидера противоположного политического лагеря рожки). Дети изучают тайм-менеджмент, проходят школу дипломатии и предпринимательства, вырабатывают лидерские качества. Ведь настоящая деловая дама должна уметь повести за собой электорат.

– У нас в гимназии действует «Корпорация Мариинка и Ко» – это ученический орган управления гимназией, – рассказывает педагог-организатор Ольга Кожома. – Наши выпускницы – лидеры «Корпорации» – признаются, что уже жить не могут без общественной работы. Одна лидер профсоюзов в СФУ, другая руководит волонтерским движением в педуниверситете.

И нынешний президент школьного самоуправления – Анна Костина свою будущую жизнь связывает именно с социальной деятельностью.

– Мне это интересно, – замечает девушка. – Я уверена, что навыки, приобретенные в гимназии, пригодятся в будущем.

Для чистой женской души

Мариинская гимназия15-летняя история Мариинских гимназий показала, насколько продуктивна эта система. У гимназисток удивительно высокие результаты ЕГЭ. По русскому, литературе, истории и иностранному языку есть стобалльники. Естественно, что и в вузы поступает 99 процентов учениц.

– Институты и университеты с радостью принимают наших выпускниц, – удовлетворенно замечает директор гимназии Светлана Ромащенко. – Особенно педагогический. Наши девочки не курят, они готовы к большим нагрузкам, что свойственно педагогам.

Ученицы в гимназии загружены, как говорится, от и до. В школу они приходят в 8:45, а покидают ее в 18 часов. Здесь питаются по особой, разработанной Институтом питания программе. Занимаются спортом (на территории отличный комплекс с бассейном), танцами (каждая благовоспитанная девушка должна уметь танцевать польку, полонез и вальс), пением, а затем едут на другие занятия или домой делать уроки.

– Этим мы уберегаем наших девочек от улицы, – замечает директор гимназии. – Ее соблазнов. Слишком раннего вступления во взрослую жизнь.

Здесь особо заботятся о чистоте женской души. Морально-нравственные основы закладываются с первых шагов гимназисток. Это уроки этики, праздники, посвященные семейным традициям, а также предмет «Православная культура». На эти уроки ходят не только православные ученицы, но и представительницы других вер – настолько грамотно и интересно подается материал.

– Есть у нас дети истинно верующие, – говорит Светлана Ивановна. – На втором этаже корпуса – домовая церковь. В день покровительницы гимназии Параскевы Пятницы митрополит ведет торжественный молебен и беседует с детьми. Все закладывается по крупицам.

Круасаны по-русски

В Мариинке все предметы рассматриваются через призму женщины. Например, на уроках литературы и истории идет отдельный курс о женщинах, внесший вклад в развитие культуры и государственности России.

– Но это не значит, что мы не уважаем мужчин, – замечает директор гимназии. – Наоборот, семья для нас – самое важное.

Отлично быть общественным деятелем и профессионалом, но девушек готовят стать и хорошей женой – крепким тылом для мужа. Наверное, это единственная гимназия в крае, где еще сохранились старые, традиционные уроки труда, на которых учатся шить, вышивать, готовить. Отсюда выходят девушки, умеющие не только сварить пельмени, но и завести тесто, постряпать круасаны, приготовить рагу.

Современную Мариинку так и хочется назвать по-старому: училище благородных девиц. Хотя благородство у местных девушек не сословное (в гимназию принимают и детей-сирот, и сельчан, которые живут тут же в пансионате, и отпрысков вполне состоятельных родителей), оно приобретенное, воспитанное трудами учителей и организаторов, а также целеустремленностью девочек.

Комментарий

Игорь ЗАХАРОВ

председатель правления общественной организации «Северный крест»

– Система кадетского и женского гимназического образования в Красноярском крае уникальна и является одной из лучших в России. Успешность этого проекта показывает хотя бы высокий конкурс желающих поступить в Ачинскую и Красноярскую Мариинские гимназии – от пяти до десяти человек на место. Мы придерживаемся принципов, заложенных Александром Лебедем, считаем, что поступать в подобные учебные заведения дети должны вне зависимости от социального статуса, финансовых возможностей и удаленности от места проживания. И мы стараемся помогать ребятам из отдаленных территорий. В 2012 году в общественную организацию «Северный крест» обратились жители Хатанги с просьбой помочь талантливому ребенку поступить в кадетский корпус. Он бы поступил самостоятельно, но дорога до учебного заведения «съедала» слишком много денег, родители не могли себе позволить такие траты. Я очень благодарен руководителям Хатанги и предприятий, совместно с которыми нам удалось возродить шефские адресные договоры, когда предприятия выделяют деньги для конкретного ребенка. На учебный год каждому воспитаннику выделяется примерно 150 тысяч рублей, из которых оплачиваются транспортные расходы, приобретение предметов гигиены и канцелярии для учащегося. Так появился проект «Одаренные дети с отдаленных территорий». За три года его существования в кадетские корпуса и Мариинские гимназии поступило 12 детей из поселков Караул, Кресты, сельского поселения Хатанга.

№ 94 / 684

Ссылки по теме:

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео