Впервые его отметили в 2004 году, когда Всемирная организация здравоохранения объявила инсульт глобальной эпидемией человечества. Только вдумайтесь: он происходит у кого-то в мире каждые полторы минуты и занимает второе место в списке причин смерти после инфаркта миокарда.
Спасти от удара
В Красноярском крае работает сеть сердечно-сосудистых центров и отделений. В том числе региональных, первичных. Они расположены в Канске, Ачинске, Минусинске, Лесосибирске, Норильске. В столице края их несколько. Мы были пилотным регионом России, где такие центры начали создавать. Здесь оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь в том числе больным с инсультами.
Есть такое подразделение и в Красноярской межрайонной клинической больнице скорой медицинской помощи имени Н. С. Карповича, где побывали наши корреспонденты.
Пациенты с острыми нарушениями мозгового кровообращения поступают в неврологическое отделение. Заведует им врач Мария Позднякова.
– Встречали в русской классической литературе выражение «его хватил удар»? Это и есть инсульт. Острое нарушение мозгового кровообращения, когда кровоток в определенной части мозга снижается или прекращается совсем, – объясняет доктор. – Инсульт бывает ишемический и геморрагический. Первый возникает по причине закупоривания сосуда атеросклеротическими бляшками. Второй вариант более тяжелый – разрыв сосуда при повышении в нем давления. Причиной чаще всего становится гипертонический криз.
Самый главный фактор в лечении инсульта – время. У неврологов есть такое выражение: «время – мозг». Если пациент будет доставлен в специализированное медицинское учреждение в срок, его можно не просто спасти, а вернуть к полноценной жизни.
– Есть такое понятие, как «терапевтическое окно» – время, в течение которого больной, подвергшийся «удару», поступил в больницу. Для инсульта это от 4,5 до 6 часов, в зависимости от формы и степени тяжести. Как правило, мы из этих рамок не выходим – вся система здравоохранения края нацелена на то, чтобы выявлять больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а если случился инфаркт или инсульт – как можно быстрей доставить их в упомянутые центры. Любой подготовленный фельдшер в сельском ФАПе умеет своевременно заподозрить. Дальше все зависит от нашей расторопности. Сегодня почти 90 процентов населения края находятся в зоне действия сердечно-сосудистых центров.
С учетом того, что мы живем в Сибири с ее географией, дорогами и расстояниями, это неплохой показатель. Летальность от инсультов у нас в стационаре соответствует целевым показателям. По ишемическим за последние 9 месяцев – 12,2 процента. По геморрагическим – 38,9. А ведь еще в нулевые годы половина пациентов-инсультников умирала. Патология эта серьезная, на «коленке» инсульт не вылечить.
Не случайно в Красноярске сердечно-сосудистые центры созданы при крупных многопрофильных больницах. Потому что здесь есть все – пациенту с инсультом требуется помощь не только невролога, но и реаниматолога, кардиолога, хирургов разных специализаций. Нужна рентген-диагностика на аппаратуре высокого качества. Хорошая лаборатория и функциональная диагностика – УЗИ, компьютерная томография и т. д.
В сердечно-сосудистом центре БСМП все перечисленное имеется. Это целая фабрика по ремонту здоровья и возвращению людей к нормальной жизни.
«Оперируем круглосуточно»
Один из главных ее «цехов», святая святых – операционная отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения. Именно здесь делают сложнейшие операции на сосудах головного мозга при инсультах.
Расположена она в новом корпусе БСМП, который открылся в прошлом году. Даже по внешним признакам понятно: ты находишься в современной клинике. Шик, блеск, чистота, все в серебристо-белой гамме, интерьеры в стиле техно. Как в иностранном сериале. Врачи в модной спецодежде. В отделении работает молодой коллектив – вместе с заведующим, которому всего 40 лет, оперируют восемь хирургов.
А уж когда заглядываешь в операционную через большое окно в стене, понимаешь смысл фразы «высокотехнологичная медицинская помощь». Операционная похожа на космическую станцию. Она напичкана непонятной аппаратурой, вызывающей уважение.
Нас встречает Дмитрий Черных, восходящая звезда красноярской хирургии. Он окончил Красноярский медицинский университет в 2012 году. Специализировался в краевой больнице, проходил мастер-классы в ведущих клиниках страны, в прошлом году с группой красноярских врачей ездил для обмена опытом в Германию. Золотые руки.
Спрашиваю: сильно ли его удивило мастерство немецких коллег?
– Я бы сказал, что в этом плане наши хирурги ничем не уступают зарубежным. Мы тоже хорошо умеем работать руками. Разве что аппаратура у них получше. И «терапевтическое окно» поменьше. Но там и расстояния другие, – политкорректно отвечает Дмитрий.
Он популярно, насколько это возможно, рассказывает, как делаются операции при ишемических инсультах. Оказывается, никаких трепанаций черепа! (А мне уже рисовались кровавые картины.) Пациенту через бедренную артерию в паху вводится тончайший зонд, и задача хирурга – провести его до самого мозга, чтобы попасть в закупоренный сосуд, диаметр которого три-четыре миллиметра! Там зонд-сеточка раскрывается, и с его помощью извлекается тромб. Все делается под рентгеном, весь ход операции виден на мониторе.
Это если очень упрощенно. На самом деле работа филигранная, изнурительная. Она требует колоссального терпения, знаний, упорства. Иногда у пожилых пациентов бывают такие сосуды, что к ним не проберешься. А надо. На кону – человеческая жизнь.
– Раньше, когда человеку диагностировали тромбоз церебральных артерий и сосудов головного мозга, было только одно лечение – тромболитическая терапия: вводили специальный препарат, который растворяет тромбы. Последние пять лет работаем по новой технологии. Делаем тромбоэкстракцию и тромбоэктомию, – объясняет хирург. – У нас операции поставлены на поток – 24 часа, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Дежурим. Пациента по скорой могут привезти в любой момент.
Остается добавить, что в нашей стране сложнейшие и очень дорогие операции на головном мозге при инсультах оплачивает государство. Пациенту остается только вовремя вызвать скорую, после проведенного лечения сказать врачам спасибо. Не в Америке ведь живем – в России.
Как распознать инсульт…
Почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что это инсульт, если у человека возникают ВНЕЗАПНО:
– резкая головная боль по неизвестной причине;
– мышечная слабость в руке или ноге, в большинстве случаев с одной стороны тела;
– онемение или покалывание в области лица, руки, ноги, особенно на одной стороне тела;
– затруднение при разговоре или понимании речи;
– полная или частичная потеря зрения на один или оба глаза.
Еще один важный симптом – человеку трудно улыбнуться, так как при поражении мозга одна половина лица часто обездвиживается.
…и как его избежать?
Снизить риск заболевания можно. Во-первых, людям после 40 нужно контролировать артериальное давление. При первых признаках гипертонии – к врачу! Гипертоник – потенциальная жертва инсульта. После 50 необходимо контролировать уровень сахара в крови и индекс массы тела. Диабетики и люди с ожирением – в группе риска.
– Если повисла рука и нарушилась речь, не надо ждать, что само пройдет. Срочно к неврологу! Один из мощных факторов риска – курение. В жизни наступает момент, когда надо подумать, что тебе дороже – мнимое удовольствие после выкуренной сигареты или сохранность каких-то когнитивных функций – речевой, например, – советует врач Мария Позднякова.
Фото Олега КУЗЬМИНА