«Главное – сформировать в обществе атмосферу жесткого неприятия коррупции»

О создании «веберианской» бюрократии, доступности государственных и муниципальных услуг населению и борьбе с коррупцией как системной проблемой мы беседуем с заместителем начальника Управления губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Николаем Кирилловичем САРАПУЛОВЫМ

«Главное – сформировать в обществе атмосферу жесткого неприятия коррупции» О создании «веберианской» бюрократии, доступности государственных и муниципальных услуг населению и борьбе с коррупцией как системной проблемой мы беседуем с заместителем начальника Управления губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Николаем Кирилловичем САРАПУЛОВЫМ

– Как глубоко уходят корни отечественной коррупции?

– Хочу высказать мнение, что коррупция сопровождает государственное управление на протяжении всей истории человеческого общества.
И Россия в этом не явилась исключением.
Вот, к примеру, только отдельные «круглые» даты на тернистом пути борьбы с коррупцией.
Россия отметила 360-ю годовщину антикоррупционного бунта в Москве. Тогда царь Алексей Михайлович был вынужден выдать толпе двух «оборотней в кафтанах» – начальников Земского и Пушкарского приказов, которые, по выражению Олеария, ревностно «скоблили кожу с народа».
К слову сказать, попутно с выжиганием коррупционеров в прямом смысле слова была сожжена и большая часть деревянной Москвы.
Мздоимцем оказался и первый сибирский губернатор Матвей Гагарин, который за свои прегрешения 270 лет назад был принародно повешен под окнами Юстиц-коллегии в Санкт-Петербурге в присутствии царя, придворных и своих многочисленных родственников.
С приходом к власти партии большевиков коррупции в органах управления меньше не стало. Уже через полгода В. Ленин, отдавая отчет в остроте проблемы, подписал декрет Совнаркома «О взяточничестве», усиливающий уголовную ответственность. Взяткополучателей следовало приговаривать к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам, а все их имущество подлежало конфискации. К слову сказать, эти меры эффекта не имели.
А 25 лет назад покончил с собой генерал армии Щелоков – всесильный министр МВД СССР, обвиненный в злоупотреблениях служебным положением.

– Чем объясняется изменение отношения государства к коррупции как социальному явлению ?
– Возвращаясь к истории вопроса, надо признать, что во времена и застоя, и перестройки, и в последующий период коррупция в России существовала в самых различных формах. Но она не представляла прямой угрозы государственным интересам, не сказывалась напрямую на управлении государством. Ситуация резко изменилась в последние годы. Коррупция приобрела новые качества. Среди многочисленных ее характеристик можно выделить следующие.
Коррупция – системная проблема.
Это был вынужден признать президент России Дмитрий Медведев, объявляя о создании Совета при президенте РФ по противодействию коррупции и обосновывая необходимость выработки Национального плана противодействия коррупции: «Коррупция превратилась в системную проблему. Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ».
Коррупционные схемы совершенствуются вместе с механизмами государственного управления, используя достижения информационного общества, и представляют угрозу развитию государственного управления.
Коррупция – угроза национальной безопасности страны.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, объем рынка коррупции в нашей стране сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается в более чем 240 млрд долл. По данным фонда ИНДЕМ, этот показатель еще выше: только в деловой сфере России объем коррупции вырос за пять лет с 33 до 316 млрд долл. в год.

– Существуют ли объективные внешние критерии оценки уровня коррупции в России ?

– Цифры всегда условны, особенно те, которые основаны на экспертных оценках. Однако при всей относительности конкретных показателей очевидно, что масштабы этого бедствия системы управления огромны.
В международной практике среди критериев качества государственного управления значимое место занимают два индекса, связанных с уровнем коррупции.
Индекс восприятия коррупции организации Transparency International формируется этой организацией с 1995 года. Россия участвует в этой программе с 2000 года. Это составной индекс, основанный на данных 17 различных опросов и исследований, проведенных 13 независимыми организациями среди предпринимателей и местных аналитиков, включая опросы жителей страны – как ее граждан, так и иностранцев.
В 2003 году Россия была на 86-м месте из 133 (2,7 балла из 10). Среди стран с лучшими показателями оказались Финляндия, Исландия, Дания, Новая Зеландия и Сингапур. В 2009 году Россию оттеснили на 147-е место из 180 стран.
Коррупция при формировании этого рейтинга понимается как использование государственной власти с целью извлечения частной выгоды. Индекс учитывает разные стороны явления, от частоты «дополнительной оплаты за то, чтобы работа была сделана» до влияния коррупции на развитие бизнеса, а также «большую коррупцию» на высоком политическом уровне и участие элит в коррупции.
«Барометр мировой коррупции» также составляется Transparency International. Если индекс восприятия коррупции оценивает уровень коррупции в мире, то «барометр» имеет дело с тем, как средний человек этот уровень оценивает. «Барометр» был составлен на основе исследования отношения к коррупции, проводимого в рамках опроса «Голос народа» института общественного мнения «Гэллап Интернешнл» в 2002 году. Было опрошено 40 838 человек в 47 странах. По данным индекса, 48,7 % опрошенных в России считают, что коррупция оказывает очень существенное влияние на бизнес-среду (16,6 % – Канада, 7,4 % – США).

– Как можно оценить сделанное в стране за последние два года?

– В 2008 году были приняты Национальный план противодействия коррупции и целый пакет правовых актов, призванных сделать государственное управление более ответственным и открытым для общества.
По большому счету речь идет о трех источниках проблем и трех составных направлениях действий государства.
Первая группа проблем исследуется специалистами в области уголовного права и процесса, теоретиками и практиками борьбы с нарушителями закона. Механизмы противодействия коррупции в этой сфере достаточно подробно прописаны, традиционны и в основном сводятся к усилению карательных мер в отношении нарушителей закона.
Вторая группа вопросов связана с проведением правовой экспертизы нормативных правовых актов на их коррупционность.
Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Россией 8 марта 2006 года) налагает на государство – участника конвенции обязанность «периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней».
Это направление достаточно новое для отечественного права и управления, и эффективность работы еще предстоит оценить. На сегодня существует вариант многосубъектности лиц, проводящих экспертизу, приняты методики. Дело за качеством самой экспертной работы, за тем, чтобы правовые акты не содержали изъянов, приводящих к возникновению новых коррупционных факторов.
Третья группа проблем – управленческие и связаны с анализом современных административных процедур, разработкой предложений по их совершенствованию, минимизации коррупционных возможностей при принятии и реализации управленческих решений.

– Наверное, последнее – самое сложное ?

– Несомненно, ведь речь идет о формирования новой управленческой модели. Формирование эффективной бюрократии в России – это прежде всего преодоление таких уродливых явлений, как ориентация в решении любого вопроса на личные связи и знакомства, служение не закону, а конкретному руководителю, правовой нигилизм, профессиональная некомпетентность, высокомерное отношение к гражданам. Несмотря на значительные преобразования за последние годы, мы вынуждены признать, что в нашей стране так и не сложилась традиционная для западного общества «веберианская» бюрократия, то есть высокопрофессиональный дисциплинированный, неукоснительно соблюдающий закон и работающий по четким единообразным правилам госаппарат.
Создание подобной бюрократии – длительный процесс, сопровождаемый изменениями в самом типе мышления представителя государства, трансформацией правовой культуры государственного управления.

– Какие меры приняты администрацией губернатора и органами исполнительной власти края по противодействию коррупции в крае?

– Начиная с 2008 года администрацией губернатора и органами исполнительной власти Красноярского края проделана большая и системная работа по противодействию коррупции. Хотелось бы назвать лишь отдельные ее направления.
Законодательным собранием Красноярского края принят Закон Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3610 «О противодействии коррупции в Красноярском крае».
Внесены изменения в действующее законодательство края, указами губернатора края, постановлениями правительства края и распоряжениями администрации губернатора края регламентирована дальнейшая антикоррупционная работа органов власти края.
Указом губернатора края от 15.11.2008 № 170-уг образован Совет при губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции, при совете создана комиссия по противодействию коррупции (далее – комиссия). Заседания комиссии по противодействию коррупции проводятся ежеквартально. Всего на заседаниях рассмотрено 29 вопросов.
Организована и системно проводится антикоррупционная экспертиза всех проектов правовых актов губернатора Красноярского края, правительства Красноярского края, администрации губернатора Красноярского края.
Принимаются меры по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, по оптимизации предоставления ими государственных услуг.
Разработаны и внедрены стандарты государственных услуг и порядки исполнения государственных функций, а также административных регламентов исполнения государственных функций.
Администрацией края оказывается организационная и методическая помощь органам местного самоуправления в решении проблем предупреждения коррупции. Разрабатываются мероприятия, направленные на реализацию принципа открытости деятельности органов местного самоуправления.
Одним из наиболее значимых мероприятий является создание в крае многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

– В чем главная задача многофункционального центра, планируется ли открытие подобных в других районах края?

– Одной из основных задач КГБУ «МФЦ» является доступность предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
В этих целях КГБУ «МФЦ» подписано 14 соглашений с федеральными, краевыми и муниципальными органами власти, на основании которых на площадке учреждения оказывается 41 государственная и муниципальная услуга. Услуги населению обеспечиваются в 26 окнах здания учреждения.
Всего за период деятельности КГБУ «МФЦ» количество обратившихся за услугами граждан составило 14 177 человек, в том числе 2 326 гражданам предоставлены бесплатные консультации непосредственно сотрудниками учреждения.
КГБУ «МФЦ» охватывает все необходимые направления деятельности многофункциональных центров: социальная поддержка населения, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя, регулирование предпринимательской деятельности.
В ближайшие годы планируется открытие трех филиалов учреждения: в 2010 году в г. Назарово, в 2011 году в г. Ачинске, в 2012 году в г. Канске, а также создание до конца 2012 года двух мобильных пунктов приема-выдачи документов.

– Как вы думаете, можно ли искоренить коррупцию ?

– На сегодняшний момент существует общепринятое мнение, что коррупцию легче предупредить, чем рассчитывать на привлечение виновных к ответственности. С этим нельзя не согласиться.
Задача, которую мы перед собой ставим, – принять правовые и организационные решения, ограничивающие саму возможность коррупционных проявлений и минимизирующие ее последствия. Мы отдаем себе отчет в том, что самое сложное – обеспечить перелом общественного сознания, сформировать в обществе атмосферу жесткого неприятия коррупции. Именно поэтому в деятельность по противодействию коррупции активно привлекаются институты гражданского общества – Гражданская ассамблея края, Общественная палата и, конечно же, образовательные учреждения края.

– Насколько мне известно, в СФУ организована работа антикоррупционного молодежного клуба?

– Да, в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (далее – СФУ) действует антикоррупционный студенческий клуб (далее – АСК)

– первая в Красноярском крае студенческая инициатива по комплексному исследованию и предупреждению коррупции в различных сферах общественной жизни.

Механизм организации работы клуба прост и заключается в самостоятельном определении членами клуба тем обсуждений и основных докладчиков, а также времени и места проведения заседаний.
Основными мероприятиями, реализованными клубом, являются проведенные опросы студентов СФУ о масштабах распространения и проблемах восприятия коррупции студентами в 2008 и 2009 годах.
В первом полугодии 2010 года АСК получил грант краевого фонда науки на выполнение темы «Разработка и внедрение комплекса мер по формированию активной гражданской антикоррупционной позиции у студентов СФУ». В настоящее время членами АСК запланированы криминологические исследования масштабов распространения коррупции в СФУ, творческие конкурсы среди студентов СФУ на лучшие антикоррупционные статьи, слоганы, эскизы баннеров. Будут осуществляться сбор и обобщение предложений по снижению коррупции в системе образования.

– Основам противодействия коррупции уже где-то обучают?

– В СФУ в рамках учебных планов специальностей «юриспруденция» и «государственное и муниципальное управление» в цикле дисциплин специализации уже осуществляется обучение дисциплине «Противодействие коррупции».
Кроме того, в Юридическом институте СФУ под руководством доктора юридических наук профессора Н. В. Щедрина развивается научная школа «Антикоррупционные меры безопасности», реализуется научный проект «Исследование и концептуально-теоретическая разработка пределов и оснований мер безопасности для обеспечения жизнедеятельности общества и защиты от преступных посягательств, в том числе в системах противодействия терроризму, коррупции, незаконной миграции» в рамках исследования по заданию Федерального агентства по образованию и Тематического плана СФУ.
Мне известно, что в рамках подготовки кадров для органов внутренних дел Сибирского региона государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» особое внимание уделяет противодействию коррупции – как в рамках изучения дисциплин, так и в рамках научно-исследовательской деятельности вуза.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный аграрный университет» исследует современные подходы к противодействию коррупции в рамках комплекса дисциплин рабочих учебных планов, разработанных по направлению «юриспруденция». Активное вовлечение в работу по противодействию коррупции институтов гражданского общества может способствовать искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, созданию условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения, а также соблюдению норм антикоррупционного поведения

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности