В последние годы развитие арктических территорий становится одним из ключевых направлений государственной политики России. Арктика – это не только важнейший геополитический и экономический регион, обладающий колоссальными природными ресурсами, но и зона, требующая особого внимания с точки зрения устойчивого развития, инфраструктуры, экологии и качества жизни населения. В этом контексте особое место занимает Красноярский край – один из крупнейших субъектов РФ, значительная часть которого входит в состав Арктической зоны России.
Стратегическая возможность
Красноярский Север – это Норильск и Дудинка, Таймыр и Эвенкия, крупные месторождения полезных ископаемых, транспортные узлы, уникальные природные территории и коренные народы. Таким образом, Арктика – это не только вызов, но и стратегическая возможность. И в нашем регионе этот шанс используется максимально активно: через промышленное развитие, экологическую трансформацию и улучшение условий жизни на Севере.
Здесь сегодня реализуются масштабные и многоплановые проекты, направленные на комплексное развитие арктической территории. Среди них «Серная программа» «Норникеля» – крупнейший экологический проект в истории российской промышленности, целью которого является радикальное снижение выбросов диоксида серы в Норильском промышленном районе. И по итогам первого года работы Росприроднадзор подтвердил эффективность газоочистки на уровне более 99 %. Не менее амбициозной является программа реновации Норильска – масштабная инициатива по обновлению городской инфраструктуры, жилищного фонда и социальной сферы. Совместно с федеральными и региональными властями «Норникель» решает важную задачу – повысить комфорт и привлекательность Арктики не только для тех, кто живет на Крайнем Севере, но и для новых норильчан, готовых связать свое будущее с этим городом.
Реализация любых проектов на арктических территориях осложняется тем, что в крае отсутствуют круглогодичные автомобильные или железнодорожные пути, соединяющие юг и север. И основной грузовой транспортной артерией является Енисей. Именно по реке осуществляется доставка техники, стройматериалов, топлива, продовольствия и других жизненно важных грузов.
От бесперебойной навигации зависит функционирование крупнейших производств, реализация национальных проектов, обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов Таймыра и Эвенкии. Любые сбои в работе этой магистрали могут привести к срыву поставок, простою производств и рискам для социальной стабильности на Севере.
Пульс великой реки
Ключевую роль в обеспечении бесперебойной доставки грузов по Енисею играет Енисейское речное пароходство. Это предприятие не просто является частью структуры «Норникеля», а в первую очередь стратегический оператор северных перевозок. ЕРП ежегодно доставляет миллионы тонн грузов в труднодоступные районы Красноярского Севера, обслуживает логистические цепочки крупнейших промышленных компаний, участвует в завозах для нужд жителей арктических поселков, выполняя важную социальную функцию. Без надежной работы пароходства невозможна реализация большинства арктических программ и проектов – от строительных и промышленных до гуманитарных. Поэтому модернизация флота, обновление береговой инфраструктуры, развитие судоремонта и кадровый потенциал ЕРП – это задачи не только отраслевого, но и регионального, федерального уровня. «Норникель» осознает критическую значимость ЕРП и поэтому системно инвестирует в его модернизацию, расширение флота и логистическую эффективность.
В преддверии 80-летия Победы стартовала навигационная кампания – 2025. Как подготовились к ней енисейские речники?

Фото: Руслан Рыбаков
К началу навигации 2025 года Енисейское речное пароходство (ЕРП) обеспечило подготовку более 400 судов. Большая часть флота прошла ремонт, часть – капитальную модернизацию. Установлены новые двигатели, генераторы и котлы, несколько судов переведены в более высокий класс плавания для расширения маршрутов.
Совместно с «Норникелем» продолжается строительство барж морского класса – за три года построено 10 единиц, еще одна серия в планах. Это серьезно усилило логистические возможности ЕРП.
В 2025 году компания инвестирует 1,677 млрд рублей в ремонт и обновление флота – это на 50 % больше, чем в прошлом году. Цель – обеспечить безаварийную и ритмичную навигацию. Да и задачи по масштабности не уступают – в планах на 2025 год стоит перевозка и переработка 3,5 млн тонн грузов в Красноярском и Лесосибирском речных портах.
Для выполнения этих задач нужна не просто слаженность – нужна настоящая сплоченность, когда каждый – от навигационной службы до экипажа на борту – чувствует пульс великой реки.

Фото: Руслан Рыбаков
В деле участвуют около 3 300 человек – это целый мир людей, для которых река стала судьбой. Среди них и те, кто ведет суда по Енисею, и те, от кого зависит бесперебойная работа в портах. Это не просто коллектив – это большая речная семья, где трудовые династии передают опыт и любовь к профессии из поколения в поколение. В пароходстве чтят и гордятся этими династиями – настоящими хранителями романтики и силы речного труда. Здесь работают не по графику, а по зову сердца – с душой, с честью, с верой в дело.