Проект городской электрички в Красноярске уверенными темпами набирает обороты. За последние четыре года число пассажиров приросло на 75 % – только в 2017-м были перевезены 1 миллион 330 тысяч человек. Цифры вроде бы впечатляющие. Но если сравнивать с общим количеством пассажиров общественного транспорта города, то эта доля выглядит незначительной. Для того чтобы электричка в краевом центре стала реальным аналогом наземного метро, необходимо построить новые станции и прилегающие автобусные остановки, а также благоустроить подходы к ним.
Председатель Законодательного собрания Дмитрий Свиридов во главе группы депутатов проверил реализацию проекта по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в краевом центре. Парламентарии проехались по маршруту «наземного метро» и обсудили планы его развития.
Выездное заседание комитета по промышленной политике, транспорту и связи проходило в вагоне автомотрисы, которая отправилась от железнодорожного вокзала Красноярска. Участие в нем также приняли министр транспорта края Константин Димитров, глава Красноярска Сергей Еремин и представители средств массовой информации.
Не все благополучно
Заместитель начальника Красноярской железной дороги Лев Ткачев рассказал, что в городе построены четыре новые остановки для жителей микрорайона Белые Росы, а также на Северном шоссе, на улице Водопьянова и около железнодорожной больницы. В этом году завершается строительство еще трех платформ: на улице Калинина, у микрорайона Тихие Зори и «Бобрового лога». По строительству еще пяти ведутся проектные работы, в том числе по остановке около «Платинум Арены».
Председатель профильного комитета Владимир Демидов отметил, что в соглашении о развитии этого проекта четко расписаны роли сторон. Железная дорога строит платформы и предоставляет подвижной состав, администрация города благоустраивает подъезды к этим платформам, вносит изменения в маршрутную сеть автобусов и троллейбусов и создает транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), органы краевой власти регулируют тарифную политику.
Если с первым и последним все благополучно, то с благоустройством и строительством ТПУ возник ряд проблем. Рассмотрели их на примере платформы Красноярск-Северный. Выяснилось, что остановочный пункт там построен, но добраться от него до ближайшей автобусной остановки практически невозможно.
Константин Димитров заверил, что в июле должны появиться программа комплексного развития транспортной инфраструктуры и две комплексные схемы – транспортного обслуживания населения общественным транспортом и транспортного движения в целом.
Новое соглашение
В ходе выступлений министра и главы города выяснилось, что понятие ТПУ в федеральном законодательстве не закреплено и не связано с линейными объектами, какими являются дороги. Кроме того, земля, на которой планируется возводить эти объекты, должна быть в муниципальной собственности, а она практически вся находится в частной. На вопрос Дмитрия Свиридова о том, какие есть предложения по выходу из сложившейся ситуации, Лев Ткачев сказал, что нужно законодательно включить ТПУ в перечень приоритетных инвестиционных проектов. Он же представил собравшимся презентацию проекта строительства и развития ТПУ, разработанную РЖД.
Владимир Демидов подчеркнул, что в комитете отдельно проработают предложения по изменению законодательства, и высказался за то, что на предстоящем Красноярском экономическом форуме необходимо подписать два документа: соглашение о дальнейшем развитии проекта «Городская электричка» на последующие годы и отдельно документ, прописывающий этапы строительства и развития ТПУ. Пилотным же должен стать такой узел на станции Красноярск-Северный. И возводить ТПУ должны на основе государственно-частного партнерства.
Свою оценку сложившейся ситуации высказали заместитель председателя комитета Владимир Чащин, депутаты Александр Глисков, Виктор Кардашов и Сергей Попов. Последний, в частности, сказал:
– Мы сейчас рассуждаем категориями вчерашнего дня, потому что привыкли, что основной транспорт – автомобильный, а городская электричка остается на обочине. Нужно принципиально пересмотреть подходы и сделать ее главным стержнем, вокруг которого будет строиться инфраструктура.
Транспорт для болельщиков
Последним вопросом в повестке заседания стало участие городской электрички в обслуживании мероприятий Всемирной зимней универсиады. Изначально предполагалось, что доставка спортсменов на соревнования будет осуществляться на автобусах. Средства на их приобретение и обслуживание уже заложены в краевом бюджете.
Городская электричка должна взять на себя перевозку болельщиков. Основными тут станут платформы в районе «Бобрового лога», «Арены Север» и «Платинум Арены». Лев Ткачев сообщил, что железная дорога готова к наплыву пассажиров, составлено расписание движения поездов, но на обеспечение перевозок необходимо дополнительное финансирование. Константин Димитров подтвердил, что в 2019 году для организации перевозок будет дополнительно выделено из бюджета 2,7 млн рублей.
Отвечая на вопрос Виктора Кардашова о перспективах строительства железнодорожной ветки до аэропорта Емельяново, министр сообщил, что после визита в край президента РФ Владимира Путина Минтранс России заново рассматривает этот проект.
В свою очередь Людмила Магомедова поинтересовалась, какую помощь оказывает федеральный центр в вопросах транспортного обеспечения, например, в обновлении парка электропоездов. По словам Льва Ткачева, РЖД изменила свои подходы, при которых расходы на приобретение подвижного состава возлагались на субъекты РФ. В 2016 году в электропоезда для городской электрички было вложено порядка 1 млрд рублей.
Благодаря изменениям, внесенным в краевое законодательство, стоимость проезда на городской электричке составляет 19 рублей и является самой низкой в стране
Сегодня по Красноярску и до Дивногорска курсирует 30 пар электропоездов
КОММЕНТАРИЙ
Дмитрий СВИРИДОВ, председатель Законодательного собрания края
– Совещание считаю очень продуктивным. Оно наглядно показало всю проблематику, связанную с проектом «Городская электричка». Объединение частей транспортной системы, связанной с нашей краевой столицей, очень важно. Пока, к сожалению, складывается ситуация, когда обе работающие системы – железнодорожная и автотранспортная – еще не сопряжены.
Мы как раз и обсудили вопросы, которые позволят развить проект. Это серьезная инфраструктурная схема, которая работает эффективно и имеет очень неплохие перспективы, включая и экологическую составляющую, потому что электротранспорт не загрязняет окружающую среду. В перспективе она может в десять раз увеличить свою пропускную способность. На контркурсе эти поезда могут постоянно двигаться и тем самым значительно сократить время перемещения горожанина к месту работы или отдыха.
Все то, что происходит в области стратегического развития города, должно, безусловно, учитывать и развитие электрического железнодорожного транспорта. Железная дорога сделала серьезные инвестиционные вложения. Теперь нужны транспортно-пересадочные узлы, которые должны стать комбинацией из автобусных остановок, остановочных пунктов железнодорожного транспорта и другой инфраструктуры. В перспективе значение этой части проекта будет возрастать. Поэтому готовится к подписанию новая редакция соглашения, что позволит краю, городу и железной дороге тратить финансовые средства для того, чтобы эта система развивалась и была направлена не на решение сиюминутных вопросов, а на перспективу, в будущее.