Председатель Законодательного собрания Красноярского края, президент Сибирского федерального университета Александр УСС известен как последовательный сторонник новой философии освоения обширных пространств Зауралья. На протяжении 15 лет он публикует научные и публицистические статьи на тему развития Сибири, размышляя о путях новой индустриализации огромной территории с неисчерпаемым сырьевым и производственным потенциалом. На X и XI красноярских экономических форумах Александр Викторович выступал модератором больших дискуссионных площадок, на которых всесторонне обсуждалась сибирская тематика.
Государственные решения
– Александр Викторович, вы еще несколько лет назад говорили о необходимости разворота России в Сибирь, под которой подразумеваете всю территорию России от Уральских гор до Тихого океана. И вот теперь восточный вектор заявлен национальным приоритетом России.
– Очень хорошо, что есть подвижки в эту сторону. Полагаю, это свидетельствует о выработке соответствующей государственной политики. Восточный вектор подразумевает более тесное сотрудничество России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Но наладить такое взаимодействие с должной эффективностью без развития Зауралья просто немыслимо. Освоение Сибири неразрывно связано с движением России на восток. Так было несколько веков назад, во времена походов Ермака. Нечто подобное, только в ином качестве, мы видим и сейчас.
– Какой вам видится роль Красноярска в новом освоении Сибири?
– Начну с того, что можно выделить два типа развития городов. Это стихийный рост, обусловленный удачным стечением обстоятельств, и государственное дело, определяющее конкретные задачи и перспективы. Становление городов за Уралом – это практически всегда результат целенаправленной государственной политики.
Красноярск занимает особое место на карте России. Сегодня он подошел к значимому историческому рубежу. Создание Сибирского федерального университета, решение о проведении универсиады, тезис президента России о возможном переводе в Красноярск некоторых федеральных органов власти и штаб-квартир действующих в регионе компаний – все это звенья одной цепи выверенных государственных решений. Не случайно серьезные политики и представители крупного бизнеса все чаще говорят о логичности переноса российской столицы в Красноярск – если не в политическом, то в экономическом смысле.
– Как вы считаете, зачем России вкладываться именно в Красноярск, делать его одним из опорных городов нашей страны?
– В первую очередь это обусловлено уникальностью нашего края, где сосредоточены богатейшие месторождения природных ресурсов планетарного масштаба. Здесь работают крупнейшие российские компании – мировые лидеры в добыче и производстве нефти, цветных металлов и золота, угля и древесины. Многие годы Красноярск уверенно держит планку мощного индустриального центра за Уралом.
Переход к более эффективному использованию природных кладовых и высокой степени переработки сырья, современное машиностроение для этих отраслей и локализация финансовых результатов деятельности крупных компаний – все это способно придать новый импульс развитию и Красноярска, и Сибири, и всей России.
При этом у краевой столицы появляется шанс стать так называемым глобальным городом – крупнейшим деловым центром Азии, своеобразным форпостом России для сотрудничества со странами АТР.
Узлы мировой активности
– Не слишком ли крутая заявка?
– Не слишком. Глобальными городами являются не только столицы стран, но и административные центры регионов, культурные и университетские, технологические и производственные центры. Сейчас в этой группе, разбитой на категории, насчитывается 180 городов. Из российских пока только два – Москва и Санкт-Петербург. Потенциальными кандидатами, по оценкам аналитиков, являются Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток и наш Красноярск.
– В чем характерная особенность глобальных городов?
– Это узлы мировой активности, образующие деловую сеть по всему миру. В них вырабатываются и принимаются политические и инвестиционные решения. У таких городов по определению есть дополнительные возможности для получения инвестиций, развития деловой и социальной инфраструктуры. Основной вид деятельности глобальных городов – предоставление услуг для транснациональных компаний.
– Каким вы представляете новый облик Красноярска с этой точки зрения?
– Здесь можно создать международную биржу юниорных проектов в сфере геологоразведки, разработки месторождений, передовых решений по охране окружающей среды. В мире есть примеры такой специализации крупных городов. Скажем, в Северной Америке общепризнанной сырьевой столицей считается Торонто. Но ведь и в Красноярске можно оценивать инвестиционные проекты в минерально-сырьевом секторе, проводить мировые экономические форумы, концентрировать научно-исследовательские и производственные структуры.
Все это существенно ускорит процессы технологического развития, позволит обеспечить новое качество освоения Сибири и экономический прорыв России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Пожалуй, именно Красноярск вправе претендовать на роль ресурсной столицы Азии, а возможно, и всего Евразийского континента.
Прекрасная площадка
– Какие есть к этому предпосылки, кроме сырьевых?
– Промышленный потенциал Красноярска востребован в решении актуальных задач импортозамещения, производства машин и оборудования для северных проектов. Научные исследования и передовые разработки красноярских университетов и академических институтов способны снизить издержки, повысить продуктивность и значительно ускорить освоение природных ресурсов. А привлечение молодежи в Сибирский федеральный университет и другие вузы края создает условия для наращивания человеческого капитала и кадрового обеспечения проектов развития.
К тому же Красноярск окружен красивой природой, имеет богатые культурные традиции, здесь есть инфраструктура для проведения международных научных и деловых форумов, спортивных и культурных мероприятий. Красноярск – прекрасная коммуникативная площадка для российского и зарубежного бизнеса, для делового, культурного и образовательного туризма. А проведение в 2019 году XXIX Всемирной универсиады станет уверенным шагом в продвижении сибирского города на мировую арену.
Александр УСС:
Я думаю, что…
«…не мешало бы перевести из Москвы в Сибирь некоторые федеральные органы. Пожалуй, можно серьезно подумать и над тем, не перенести ли сюда столицу России. Это не так фантастично, как кажется. С сибирской столицей наш регион приобретет совсем другой статус, а Россия – крепкую точку опоры».
«Сибирский форум», 2011 год
«…можно сколько угодно иронизировать по поводу идеи переноса столицы России в Красноярск, но мне она кажется более здравой, нежели неоправданная концентрация всего и вся в Москве. В конечном счете в России может появиться еще один центр наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, который придаст новый импульс социально-экономическому развитию».
«Парламентская газета», 2012 год
«…развитие восточных территорий России – жизненно важный вопрос для нашей страны и с экономической, и с геополитической точки зрения. Этот обширный регион с неисчерпаемым ресурсным, инвестиционным и человеческим потенциалом может и должен стать новым опорным центром России».
«Парламентская газета», 2013 год
«…опираясь на Сибирь, можно оздоровить экономику в целом и повысить уровень жизни не только на зауральских территориях, но и в Центральной России. Сибирь должна «вытягивать» всю страну за счет наращивания комплексов высокотехнологичных производств вокруг ядра добывающей промышленности».
«Независимая газета», 2014 год