Пенсионер Виктор Семенович Упатов написал в редакцию «НКК» письмо, в котором задел тему, перешедшую в разряд вечных, – ее бурно обсуждали вчера, обсуждают сегодня и завтра, судя по всему, не закончат.
«В домах в центре Красноярска на улицах Ленина, Карла Маркса, Сурикова, Ады Лебедевой в подъездах отвратительный запах, несет откуда-то из подвалов, домам несколько десятков лет, ничего не ремонтируется. Деньги управляющим компаниям мы платим исправно, но ни к кому из начальства на прием попасть невозможно, везде охрана, двери закрыты, одни царьки сидят… Я проработал на заводе телевизоров двадцать пять лет, был начальником снабжения автоспецбазы, что на улице Качинской, 56, объехал всю Россию, но никогда и нигде такого безобразия не видел. Сейчас я на пенсии, но душа кровью обливается из-за того, что творится в Центральном районе».
Продолжать начатое можно до бесконечности и применительно практически к любой точке краевой столицы. Если объединить все претензии населения к жизни как таковой, то вопросы к жилкомхозу окажутся если не на первом, то на одном из первых мест. Это подтверждают результаты социологических исследований, содержимое любой электронной приемной, кухонные дебаты, наконец. И причина даже не в том, что состояние старых домов оставляет желать лучшего, – скверно бывает и в сравнительно новых: проблема именно в том, что «достучаться невозможно». У каждого наготове своя история.
Вот одна из них.
«Я живу в Зеленой Роще, на Металлургов. Отключили холодную воду, пошла разбираться, а мне ответили, мол, холодной мы не занимаемся, только горячей. Спрашиваю – куда можно обратиться? Отвечают – не знаем, ищите сами».
Вроде бы мелочь, тем более что сейчас на каждом углу говорят, что современность любит грамотных, знающих, куда и по какому вопросу надо обращаться. Но чем-то такая ситуация (а она ведь далеко не единственная) напоминает советские времена, когда каждый вахтер мог почувствовать себя вершителем судеб. Тем более странно сталкиваться с подобным в нынешнюю коммерческую пору, к чести которой надо заметить, что классические советские типажи хамоватого продавца и тем более официанта они вывели жестоко и начисто.
Однако по большому счету ЖКХ остается эдаким «островком совка». Почему?
– Исходя из нашей практики могу сказать, что управляющих компаний, которые бы действительно открыто и с улыбкой встречали своих клиентов, нет, – говорит Роман Казаков, председатель общественного движения «Народный контроль в ЖКХ». – Причиной всему отсутствие конкуренции. Даже если жители решат сменить управляющую компанию и даже подберут себе что-то получше, процедура смены настолько несовершенна, что процесс может затянуться на долгие годы. Поэтому управляющие компании и не спешат разворачиваться лицом к клиенту. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №731 утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Каждый житель Красноярского края, ознакомившись со своими законными правами, не должен стесняться их отстаивать в жестком диалоге с управляющими компаниями. Чем чаще управляющие компании будут сталкиваться с грамотными и юридически подкованными гражданами, тем скорее в этой сфере будет порядок.
В общем-то, поспорить здесь можно лишь с тем, что к «жесткому диалогу» с управляющими компаниями готов далеко не каждый, тем более что в УК есть свои специалисты, подкованные на запутывание любой неудобной темы. Кроме того, у коммунальщиков всегда есть железный ответный аргумент – неплатежи населения. Если послушать, то явление разрастается лавинообразно и скоро все вообще рухнет. (Правда, на благосостоянии главных монополистов это национальное бедствие никак не отражается – скорее наоборот. Цирюльников, осужденный за общепринятый в этой среде стиль поведения, судя по всему, исключение из правила.)
Этим же аргументом жилкомхозники отвечают на самые простые претензии, которые, кстати сказать, входят в их прямые обязанности. Меня, например, соседи научили, как действовать, если потекла труба или что-то с канализацией: «Не звони в участок – звони сразу в аварийную, говори, что тонем и вообще погибаем. Иначе не приедут». Также посоветовали, что лучше пусть звонит жена, предварительно отрепетировав истерику. Попробовали несколько раз – действительно помогает.