В новостной ленте редко появляются сообщения о найденных кладах. Между тем на специализированных порталах кладоискателей активно обсуждают популярные места для поиска надежно спрятанных ценностей, модели металлоискателей и прочие вопросы. Разбираемся, что все-таки делать, если вам попался «сундук с сокровищами»: сдавать государству или распорядиться находкой по своему усмотрению?
Период активного застоя
Самая свежая и единственная новость о добровольно сданном государству крупном кладе на сайте Гохрана датирована 2018 годом – тогда москвичи обнаружили в квартире 146 золотых монет времен правления Николая II. Не густо, ведь в советское время, по данным ведомства, фиксировалось в среднем 90 кладов в год. При этом после 1991-го в течение 20 лет не было сдано ни одного, лишь в 2012-м в одном из особняков Петербурга в тайнике обнаружили более двух тысяч единиц старинной серебряной кухонной утвари и предметов домашнего обихода, которые ушли государству. Это был знаменитый клад Нарышкиных.
По расчетам Гохрана, бюджет, с учетом того что интенсивность нахождения сокровищ в постсоветской России вряд ли снижалась, потерял за несколько десятилетий минимум 1,8 тысячи кладов – сколько это в денежном эквиваленте, предположить сложно. На деле ценных находок могло быть гораздо больше, ведь как раз в этот период «новые русские» активно осваивали земельные участки, скупали старые особняки и проводили в них ремонт. Именно в таких объектах чаще всего и скрывались фамильные драгоценности.
Эксперты говорят: нежелание граждан расставаться с найденным объясняется тем, что сейчас в стране за сокрытие клада нет уголовной ответственности. В Советском Союзе за такой проступок можно было попасть в тюрьму.
Государство в доле
Нулевая статистика по сдаче кладов объясняется еще и рядом неприятных историй, когда находившие ценности граждане оказывались ни с чем или проходили все круги судебных инстанций в борьбе за вознаграждение. Так, в 2019 году житель Курска выиграл в суде у Минфина РФ 2,2 млн рублей в качестве компенсации. Он нашел старинные монеты в своем доме при ремонте еще в 2007 году, однако не понес их сразу в полицию, а отложил до лучших времен. При этом даже не подозревал о ценности находки.
Эпопея началась в 2013 году, когда он понес монеты на «экспертизу» к старьевщикам, где его вместе с этим добром и обнаружили полицейские, обязав сдать государству. Сначала власти утверждали, что мужчина отдал клад не добровольно, а потому не имеет права на вознаграждение. После выяснилось, что монеты имеют историческую ценность, а потому должны быть переданы в полном объеме государству. В конце концов клад и вовсе потерялся, хотя и хранился в полиции.
Что делать?
Кладом считаются лишь зарытые в землю или спрятанные иными способами деньги, ценные вещи и предметы, владельца которых нельзя найти или же он потерял право на спрятанные сокровища.
Директор АНО «Археологическое исследование Сибири» Тимофей Ключников поясняет: если гражданин нашел горшок с золотом, надо обращаться в полицию. По идее, правоохранители должны у вас принять драгоценности, а затем, если владелец не обнаружится, выплатить вознаграждение.
Однако в региональном главке МВД нам затруднились назвать алгоритм действий в подобной ситуации. Вероятно, количество таких случаев минимально или их вовсе нет, а потому у сотрудников нет опыта в этом вопросе. А вот если находка представляет археологическую ценность, то можно попытаться связаться напрямую с археологами. С другой стороны, неспециалисту сложно определить, что перед ним.
– Если находка представляет то, что современному человеку понятно – золото и тому подобное, – обращайтесь в полицию. А если непонятные вещи, можно и сразу к археологам, – поясняет Ключников.
По его словам, профессиональные археологи, которые способны дать полноценную консультацию, есть лишь в Красноярске и Минусинске. Однако в других городах можно обратиться в музеи, их сотрудники помогут определить вектор поиска специалистов. В Красноярске можно обращаться в Сибирский федеральный университет, педагогический университет или частные организации, занимающиеся раскопками.
В Центробанке нам пояснили, что согласно Гражданскому кодексу гражданин при обнаружении клада, где содержатся вещи, имеющие культурную ценность и собственник которых не установлен, должен передать их государству:
– При этом собственник земельного участка, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если не установлено иное соглашение между ними.
То, что «плохо» лежит
Не всякая находка является кладом, за обнаружение которого вам положена доля или вознаграждение. К примеру, оставленное без присмотра имущество, присвоенное кем-то, может квалифицироваться как хищение. В 2017 году Верховный суд признал: брать чужое в общественных местах (даже с благими намерениями) – это преступление – воровство. Дело в том, что забытая вещь лежит в месте, известном собственнику, и он может вернуться за ней или вернуть иным способом.
С другой стороны, если вещь действительно потеряна и не имеет идентификационных признаков, находится в неизвестном собственнику месте, то ее можно взять для передачи в полицию или орган местного самоуправления. К примеру, найденное в лесу ювелирное украшение можно без зазрения совести положить в карман, и это не будет считаться уголовным преступлением. Как поясняют юристы, установить собственника цепочки в лесу довольно сложно. А вот если, к примеру, вы найдете в тайге авто и уедете на нем даже для передачи в полицию, это может расцениваться как угон. Ведь определить владельца авто, пускай и в глухом лесу, легче.
Клады, о которых «знают все»
Практически в любом регионе России есть набор легенд об оставленных когда-то кем-то в неизвестных местах несметных сокровищах. Так, в Сибири до сих пор ищут так называемое золото Колчака, которое исчезло после разгрома армии «верховного правителя». Некоторые исследователи предполагают, что в тайге хранится около 200 тонн золотых слитков – часть бывшего золотого запаса Российской империи.
На территории Забайкалья, поговаривают, может быть закопано золото атамана Семенова. Это еще одна часть золотого запаса царской России, которую белогвардейцы безуспешно пытались вывезти из страны. Приблизительная стоимость клада – полмиллиарда долларов.
Впрочем, поиски мифических кладов пока ни разу не увенчались успехом.