«Если мы хотим дешевый бензин, нужно закрыть границы, иначе дешевый бензин увезут и продадут там». Заявление Вагита Алекперова, президента частной нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», а также еще ряда крупнейших игроков на данном рынке свидетельствует о том, что топливо на розничном сегменте может подорожать уже в ближайшее время. Пока что цены на АЗС остаются прежними, растут лишь оптовые, однако уже в мае ситуация может существенно измениться.
В начале 2012 года цены на бензин в стране не росли. Действовал мораторий: Министерству энергетики РФ удалось договориться с нефтяниками о том, что стоимость топлива хотя бы в первом квартале текущего года повышаться не будет. Нефтяные компании сдержали обещание. Однако многие эксперты высказывали мнение, что дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от мировых цен на нефть. Ситуация вокруг Ирана, Сирии и в целом неопределенность на Ближнем Востоке привела к тому, что стоимость черного золота пошла вверх.
Кому выгодно
В интервью телеканалу «Россия-24» генеральный директор «Газпромнефти» Александр Дюков отметил, что сегодня цены на российском оптовом рынке на 3 000–6 000 рублей ниже, чем экспортная альтернатива – продажа нефтепродуктов за рубеж. И предупредил, что если ситуация не изменится, начнется «вымывание» нефтепродуктов с внутреннего рынка, что в условиях растущего сезонного спроса может привести к их дефициту.
В этом случае основной удар придется на независимые компании, зато у крупных игроков появится возможность расширить за счет них собственные сети. Подобная ситуация была в прошлом году. Напомним, в апреле 2011 года кризис дефицита топлива начал ощущаться сначала на Алтае, а затем охватил всю страну. Образовался он из-за того, что крупные нефтяные компании по просьбе властей сдерживали розничные цены, в то время как оптовые росли вслед за ростом цен на мировых рынках. Нефтяникам выгодно было отправлять большие объемы бензина на экспорт. Это поставило на грань выживания независимых игроков.
В этом году ситуация повторяется. Кроме того, недавно вице-премьер Правительства РФ Игорь Сечин заявил, что сегодня нет необходимости компенсировать нефтяникам доходы, недополученные из-за удержания цен на топливо, «поскольку убытков компании не понесли». Нефтяники услышали. И решили некоторое время «попридержать» топливо, дождаться более комфортной цены. При этом необходимо учитывать два фактора. Первый: созданные нефтяными компаниями в этом году рекордные запасы нефтепродуктов – почти 1,9 млн тонн. Вроде бы топливо есть, однако, чтобы его купить, мелким операторам нужно ждать согласования объемов по каждому бензовозу до 35 дней. Проблема создается искусственно, хотя действия нефтяников понятны и логичны: торговать «в минус» они не желают. Второй: в апреле-мае спрос на топливо растет всегда, и это без вариантов. На дороги выводят свои авто те, кто не ездит зимой, начинается и посевная кампания у аграриев. А скоро еще и нефтеперерабатывающие заводы начнут останавливаться на традиционный профилактический ремонт.
Сгладить акцизами
С 1 июля в России ожидается очередное повышение акцизов на топливо. Это означает только одно: цены на бензин и дизельное топливо резко пойдут вверх. Чтобы сгладить этот скачок, Федеральная антимонопольная служба и Министерство энергетики предлагают ввести гибкие ставки акцизов, привязав их к мировым ценам на нефть. Проще говоря, снижать топливный налог, если нефть дорожает, и повышать, если котировки идут вниз. В качестве верхней и нижней планок изменения акцизов фигурируют параметры от 70 до 140 долларов за баррель нефти.
России, как бы жестко это ни звучало, развитие событий вокруг Ирана выгодно: ведь чем дороже нефть, тем больше страна заработает на ее продаже. Но эксперты считают, что существует и другой сценарий. По нему на стоимость черного золота все сильнее будет давить экономический кризис, который со временем «утащит» нефтяные котировки вниз. В этом случае нефть может подешеветь до 60–40 долларов за баррель, и вот тогда российскому бюджету придется туго.
Только факты
В апреле текущего года Росстат впервые за 19 недель зафиксировал рост стоимости топлива на АЗС. Увеличение средних цен на бензин зарегистрировано в 27 центрах субъектов РФ. Наиболее существенно – на 1,5–1,7 % – они выросли в Чебоксарах, Новосибирске и Казани. В 53 центрах субъектов РФ цены на бензин остались на уровне предыдущей недели. Удешевление бензина было зафиксировано в Горно-Алтайске – на 0,7 %, Кызыле – на 0,4 % – и Томске – на 0,1 %. В Москве и Санкт-Петербурге бензин в среднем за неделю подорожал на 0,2 %. В Красноярском крае изменений цен пока нет.
Версия
По мнению экспертов, одна из главных причин того, что в России дорогой бензин, – потребность нефтяных компаний в модернизации своих НПЗ. Ни для кого не секрет, что последний из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов был построен в конце 60-х годов. С тех пор отраслевые мощности работают на износ, что отражается на их производительности (в США из 1 т нефти получают 420 л бензина, в России – 120 л).
Основные показатели работы Ачинского НПЗ
|
2008 |
2009 |
2010 |
Мощность завода, млн т |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
Выпуск нефтепродуктов, млн т |
6,49 |
6,79 |
7,14 |
в том числе: |
|
|
|
бензин (в том числе прямогонный) |
1,38 |
1,50 |
1,58 |
дизельное топливо |
2,16 |
2,30 |
2,47 |
керосин |
0,34 |
0,28 |
0,17 |
мазут |
2,40 |
2,51 |
2,67 |
прочая продукция |
0,21 |
0,20 |
0,24 |