Когда в декабре 1934 года был образован Красноярский край, одной из приоритетных задач стало энергоснабжение промышленности и транспорта. Уже через две недели появилось красноярское отделение «Союзнефтесбыта», объединившее 14 нефтебаз и положившее начало будущему гиганту – АО «Красноярскнефтепродукт». Этот шаг стал поворотным в судьбе региона: с тех пор нефтяное обеспечение стало основой устойчивого развития промышленности, а с началом Великой Отечественной войны – и основой обороны страны.
Когда в июне 1941 года началась война, предприятие оказалось на передовой – не с оружием в руках, а с цистернами горючего, канистрами смазочных масел и руками, готовыми выполнять любую работу, лишь бы она приближала Победу. Уже 23 июня 1941 года началась мобилизация, мужчины уходили на фронт, а их место занимали женщины. Работа шла в круглосуточном режиме, с максимальной концентрацией и самоотдачей. Труд нефтяников получил статус военной службы: за сон на посту могли привлечь к ответственности, за опоздание – уволить.
Эти не геройского вида люди выполняли миссию, без которой фронту было бы гораздо тяжелее. Горючее нужно было везде – для техники, для колхозов, для эвакуированных предприятий. Топливо стало кровью войны, а нефтебазы – артериями, доставлявшими ее в нужное время в нужное место.

Женщины заняли место мужчин, ушедших на фронт. Работа шла в круглосуточном режиме. Топливо стало кровью войны, а нефтебазы – артериями, доставлявшими ее / Фото из архивов КНП
Каждый литр – удар по врагу
Цифры военного периода удивляют своей скромностью и значимостью одновременно. В начале войны у красноярского отделения «Союзнефтесбыта» было всего 10 грузовиков и 50 лошадей, из которых 48 – гужевых. Казалось бы, как с такими силами можно вести снабжение огромного края? Но именно этот транспорт по бездорожью и снегу доставлял бензин, керосин и масла на крупнейшие предприятия: Красмаш, Сибтяжмаш, «Коммунар», судоремонтный завод и другие.
Особое значение имела Злобинская нефтебаза, снабжавшая Туву, Хакасию, колхозы, а также участвовавшая в северном завозе. В 1941 году здесь провели первую масштабную реконструкцию. Парк емкостей разместили на возвышенности, чтобы можно было осуществлять слив масла самотеком – без насосов, только за счет силы тяжести. Проект выполнил институт «Южгипронефтепровод», а реализацию на местах курировала инженер Михайлова. Это был один из первых примеров инженерного подвига в тылу.
Работа шла в тяжелейших условиях: нехватка техники, постоянная угроза диверсий, необходимость строго соблюдать дисциплину. Но нефтяники знали: каждый литр топлива приближает Победу.
Жизнь по нормативам
С 1942 года Красноярское отделение вошло в структуру Главнефтеснаба СНК СССР. Начался новый этап – централизованное управление, еще более строгие требования к качеству поставляемых нефтепродуктов, снижению потерь при приеме, хранении и отпуске горючего, дисциплине, увеличение объемов поставок. Рабочий день продолжался с 7 утра до 18:30, а иногда и дольше. Главной задачей было снабжение топливом фронтовых аэродромов, танковых дивизий, артиллерийских частей и заводов, эвакуированных из западных районов страны.
Даже водные базы работали без остановки: топливо поступало в порт, разгружалось, затем доставлялось по железной дороге или на автомобилях. Использовались собственные пути, в ходу были печи и котлы, обогревающие помещения. На Злобинской нефтебазе была единственная электросистема – и даже там жестко экономили: лампы использовались не более 40 ватт, а задерживаться после смены строго запрещалось.
Все было под контролем – от температуры в хранилищах до норм питания сотрудников. Продукты хранились под замком, за хищение грозили серьезные наказания. Но, несмотря на строгость военного времени, продолжалась и обычная жизнь. В клубах отмечались праздники, лучших работников награждали бельем, обувью, даже конфетами. За сухими цифрами отчетов тех лет таится ощущение душевной человеческой близости – именно она помогала выжить.
На фронте восстановления
С окончанием войны перед нефтяниками встал новый фронт – восстановление народного хозяйства. Первая сварная емкость появилась на Назаровской нефтебазе, первая рулонная – в Ачинске, первая электрогрелка – на Злобинской. Казачинская нефтебаза запустила плавучую насосную станцию. Все это было частью технологического рывка, который обеспечил послевоенное развитие.
В 1948 году в Красноярске открылись первые автозаправочные станции. Улицы Республики, Маерчака, Затонская, Шахтеров – здесь впервые в истории края начали заправлять транспорт централизованно. Это была новая эра, но с теми же героями.
Среди них – фронтовики. Тимофей Дазиденко, Павел Прохоренко, Иван Гуркаев, Станислав Величко, Илья Фельдман, Алексей Сапаров, Иван Тарасов и многие другие. Эти люди не только вернулись с войны – они пришли строить, развивать, вдохновлять. Многие стали директорами нефтебаз, руководили участками, внедряли передовые решения. Их жизненный опыт, фронтовая выучка и трудовая закалка стали фундаментом нового мирного времени.
Память в лицах
История Ильи Абрамовича Фельдмана – это история поколения. Призванный на фронт в 18 лет, он попал на одно из самых страшных направлений – Ржевское. Тяжелое ранение, госпитали, долгий путь к восстановлению. Но он не сломался. Вернулся в строй, а после Победы – в Красноярск, где начал трудовой путь на Атамановской нефтебазе. Прошел путь от оператора до директора. Работал директором Пировской и Казачинской нефтебаз. Проработал в системе 41 год. Был депутатом, участвовал в строительстве многих объектов, внес большой вклад в развитие нефтяной отрасли региона.
Он был награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, «Знаком Почета». В 2023 году его имя было увековечено на обелиске Славы в Казачинском районе. Его брат, Леонид Абрамович Фельдман, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ, советник генерального директора АО «Красноярскнефтепродукт», написал о нем проникновенные строки:
Закончилась война,
Пришла так долгожданная к тебе Победа.
Ты снял шинель, отбросил автомат,
Оставив позади все горе, беды.
Ты мирный труд начал опять с солдата,
Придя в нефтеснабжение страны…
Но только вместо ручки автомата
Тебе задвижки были вручены.
Эти слова – не просто рифмованные строчки. Это голос памяти, благодарности и уважения. «Красноярскнефтепродукт» помнит и хранит имена победителей. Ведь только на такой памяти можно строить настоящее и уверенно смотреть в завтрашний день.