Гости из военного прошлого

Красноярск вновь стал базой Алсиба

Гости из военного прошлого Красноярск вновь стал базой Алсиба

Два серебристых самолета низко прошли над аэропортом Емельяново, красиво разошлись в стороны и, сделав круг, зашли на посадочную полосу. 4 августа Красноярск встречал уникальных гостей – из прошлого. В нашем городе совершили посадку два самолета времен Второй мировой войны – «Дуглас» С-47, которые более 70 лет назад поставлялись в Советский Союз из Соединенных Штатов Америки. Конечной точкой знаменитой трассы Аляска – Сибирь был Красноярск.

Из Америки в Сибирь

Встречающие знаменитых гостей – участники клубов исторической реконструкции в форме бойцов Великой Отечественной войны, первые лица краевого правительства, журналисты, любители истории – как зачарованные смотрели на выходцев из прошлого. Серебристые птицы, так похожие на отечественные Ан-2, с клепками на обшивке и эмблемами российско-американского проекта «Аляска – Сибирь – 2015», в те далекие годы. Именно такие самолеты во время Великой Отечественной войны вылетали на проведение крупных наступательных операций, на них Жуков летал по фронтам, а Сталин – на Тегеранскую конференцию. Машина считалась очень надежной. «Дуглас», который также называли «Дакотой», стал прототипом нашего, советского самолета Ли-2.

…В первые дни сражений в Великой Отечественной войне Советский Союз потерял 1 200 боевых самолетов. Противник захватывал все новые и новые промышленные районы нашей страны. Требовалось срочно восполнять потери авиации. В тот момент сделать это можно было только за счет поставок самолетов извне. Уже осенью 1941 года было заключено соглашение, по которому США и Великобритания обязались поставлять в СССР вооружение, транспорт, материалы, продовольствие. Старшее поколение еще помнит грузовики – студебекеры, самолеты различных типов, американскую тушенку, приходившие в СССР по ленд-лизу.

Правительство тщательно искало пути доставки всех этих жизненно необходимых товаров. По морским трассам – дело сложное и опасное: караваны конвоев, шедшие через Атлантику и Тихий океан, подвергались постоянным нападениям надводных и подводных кораблей, авиации немцев и японцев. А нужно было срочно найти безопасный, быстрый и эффективный путь: обстановка на советско-германском фронте становилась все более тяжелой.

И путь был найден. 9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации перегона самолетов из США в СССР по воздуху. Создание воздушной трассы возлагалось на Главное управление Гражданского воздушного флота под руководством генерал-майора Молокова. Путь выбрали с Аляски через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Якутию и до Красноярска. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс, штат Монтана, шла по территории Северной Америки над Канадой и заканчивалась в городе Фэрбенкс на Аляске. Трассе дали название «Алсиб» («Аляска – Сибирь»).

В ноябре 1941 года началась реконструкция уже имеющихся аэродромов и строительство новых. За год с небольшим в неимоверно трудных климатических условиях при отсутствии строительной техники было сдано в эксплуатацию 17 аэродромов. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции.

Перегоночная трасса от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6 400 км, а учитывая американский отрезок трассы в три тысячи миль (4 800 км) над Канадой и тысячи километров до фронтовых аэродромов, общий маршрут самолетов достигал 14 тысяч км.

29 сентября 1942 года подполковник Недосекин провел с аэродрома Ладд Филд через Берингов пролив первые 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон», которые совершили посадку на аэродромах Марково и Уэлькаль. А 7 октября в Уэлькаль вылетела первая группа самолетов-истребителей (20 машин) Р-40 «Ворхоук». Путь до Красноярска занял 33 дня.

Либо сумасшедшие, либо русские

АлсибМеждународный проект «Аляска – Сибирь – 2015» зародился в США два года назад. 28 сентября 2013 года в городе Беллингхеме штата Вашингтон американская организация BRAVO 369 Flight Foundation и ООО «Русское авиационное общество» подписали меморандум об участии в совместном проекте, посвященном самому масштабному событию советско-американского сотрудничества в рамках ленд-лиза – транспортировке боевых самолетов из США до Красноярска по маршруту Алсиба. Американская организация задумала совершить полет по знаменитой трассе и снять фильм о героической работе людей трех стран в попытке спасти мир. Россияне ставили более широкие цели: напомнить миру о важности миссии, выполняемой в Сибири и на Аляске, воссоздать эпизоды исторических событий 1942–1945 годов, а затем использовать их в образовательных целях в США, Канаде и России. И, наконец, вернуть России исторические самолеты, которые стали символом победы в большой войне.

Два «Дугласа» 1940-х годов выпуска, приобретенные «Русавиа» в США, пришлось тщательно отремонтировать – у одного вышел из строя двигатель, у другого полетел цилиндр, – а пилотам проходить специальную подготовку в Америке.

18 июля исторические самолеты поднялись в небо в городе Грейт-Фолс штата Монтана, где в годы войны базировалась авиация, переправлявшаяся в СССР. Через Канаду группа отправилась на Аляску в город Фэрбенкс, а там держала курс на Красноярск, сделав остановки в Анадыре, Магадане, Якутске и Братске. Девять летчиков, среди которых трое – граждане США, преодолели тот же путь, по которому летали их коллеги 70 лет назад.

– Мы ощущали те же переживания, которые испытывали летчики военного времени, – признался летчик-испытатель 1-го класса Валентин Лаврентьев, пилотировавший один из «Дугласов». – Наши самолеты оригинальные, они еще летают в Америке, но имеют то же оборудование, что и 70 лет назад. На них нет ни радара, ни локатора, ни автопилота, ни системы антиобледенения. Потому лететь приходилось либо над облаками, либо под ними. Да и рельеф земли на трассе не изменился.

…Мало просто сказать «трасса Алсиба была сложной». Пилоты, штурманы и бортрадисты работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты. Часто – при плохой видимости, не зная, что впереди по курсу. Метеосводки из-за магнитных бурь нередко не передавались, карты были неточными. А облака стояли слоем в несколько километров. Зима 1942–1943 годов на Аляске выдалась на редкость суровой – морозы минус 60. В термометрах твердела ртуть. Каменеющее масло, несгоревший бензин, вынужденные посадки в районе полюса холода, ампутация обмороженных пальцев были на трассе Алсиба обычным делом. В один из самых морозных дней на трассе погибли от холода сразу 11 человек. Американские пилоты говорили о трассе: «По ней могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские». На Алсибе ВВС США потеряли более 200 своих пилотов.

Комментарий

Сергей Пономаренко встречает участников Алсиб-2015Сергей ПОНОМАРЕНКО

первый заместитель губернатора Красноярского края, руководитель администрации губернатора

– «Алсиб-2015» – совершенно уникальный проект, который возвращает нас к событиям 1941 года. Подобному проекту сотрудничества США и СССР нет равных. Цель нынешней акции – отдать дань уважения не только тем людям, которые с оружием в руках добывали победу, но и тем, кто героически трудился в тылу. Эта трасса унесла немало жизней пилотов из-за плохих метеоусловий, отсутствия нормальных средств навигации, неисправностей техники. И сегодня поисковые отряды занимаются розыском упавших самолетов, захоронений останков погибших. Война не закончится, пока не будет похоронен последний солдат. А проект «Аляска – Сибирь – 2015» заставляет еще раз задуматься, поблагодарить ветеранов Великой Отечественной войны. Красноярску в Алсибе отводилась особая миссия – он был узловым пунктом трассы. У Красноярска своя история в Великой Отечественной войне, и хорошо, что мы ее помним и чтим.

Справка

По Алсибу в годы Второй мировой войны в СССР были доставлены:

  • истребитель «Белл» Р-39 «Аэрокобра» – 2 618 шт.
  • истребитель «Белл» Р-63 «Кингкобра» – 2 397 шт.
  • истребитель «Кертис» Р-40 «Ворхоук» – 48 шт.
  • бомбардировщик «Дуглас» А-20G и А-20К «Бостон» – 1 363 шт.
  • бомбардировщик «Норд Америкэн» В-25 «Митчелл» – 732 шт.
  • учебно-тренировочный «Норд Америкэн» АТ-6 «Тексан» – 54 шт.
  • военно-транспортный «Дуглас» С-47 – 710 шт.
  • истребитель «Рипаблик» Р-47 «Тандерболт» – 3 шт.
  • военно-транспортный С-46 «Коммандо» – 1 шт.
Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности