Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации запустило 1 апреля новый сервис на «Госуслугах», благодаря которому каждый россиянин может увидеть все оформленные на него договоры связи.
Еще в середине марта глава этого ведомства Максут Шадаев на заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи сообщил:
– Техническая готовность есть. В первые часы и дни могут быть какие-то сбои, но в целом мы готовы к запуску сервиса.
В кулуарах этого заседания также обсуждалось предложение ввести лимит в пять банковских карт на человека и ограничение числа доступных расчетных счетов. Эти меры направлены на борьбу с дропперами (подставные лица, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных средств).
Для чего нужен новый сервис
Сотовая связь в нашей стране стала бурно развиваться в начале этого века: если еще в 2000–2001 годах на пассажира автобуса, у которого в кармане звонил телефон, смотрели с некоторым уважением и завистью, то буквально через несколько лет мобильник уже никого не удивлял, он был почти у каждого школьника. Пусть пока кнопочный. Но еще через несколько лет появляются первые смартфоны и начинается настоящий бум сотовой связи, которая перестает быть только разговорами по телефону: развиваются мобильный интернет и соцсети, совершенствуются встроенные в смартфон фотоаппараты и видеокамеры…
Этот стремительный прогресс и увеличение мобильного интернет-трафика сопровождались тем, что люди (порой бездумно) меняли сотовых операторов в попытке найти «самый выгодный» тариф. А значит, оформляли на себя все новые и новые сим-карты. Тем более что с каждым годом это было все проще – бюрократии минимум, нужен был только паспорт и твоя подпись в договоре. Одно время эти симки чуть ли не навязывали нам в торговых центрах «по акции», совершенно бесплатно: бери и пользуйся, мы даже сто рублей тебе дарим на счет. Известны случаи, когда симки выдавались людям и вовсе без паспорта.
Сейчас погоня за «выгодными тарифами» сошла на нет: люди поняли, что бесплатная раздача слонов была не более чем маркетингом и все сотовые операторы, в сущности, одинаковы. Поэтому сэкономить, меняя симки каждые полгода, не удастся.
Но договоры-то, оформленные на вас в прежние годы, остались! Свой экземпляр вы, конечно, давно потеряли. Но второй наверняка где-то лежит? И бог его знает, кто и как пользуется сейчас вашим номером. Нет, теоретически все должно быть чисто: примерно через полгода-год (у разных операторов сроки разные) ваш договор, если вы не пользуетесь симкой, аннулируется и номер передается другому человеку. Но это теоретически. А практически… Сегодня не знаешь, в какую схему тебя втянут очередные мошенники. И не будет ли в этой схеме как-то использован ваш старый телефонный номер или личные данные, указанные в договоре?
С запуском нового сервиса проверки SIM-карт на портале «Госуслуги» пользователи получат несколько значительных преимуществ, направленных на повышение безопасности и удобства использования мобильных услуг. А именно:
• Защита от мошенничества. Сервис позволит гражданам проверить, какие SIM-карты зарегистрированы на их имя. Это поможет выявить случаи несанкционированного оформления номеров, что особенно важно в условиях растущего числа мошеннических схем. Как их возможно «несанкционированно» оформить? А как возможно, что ваши паспортные данные попадают в руки аферистов? И потом они, пользуясь этими данными, взламывают ваш… Ладно, не будем им подсказывать.
• Удобство доступа. Пользователи смогут получить информацию о своих SIM-картах через удобный интерфейс портала «Госуслуги»: вам не надо будет обходить ногами всех сотовых операторов с паспортом в руках, чтобы уточнить, в каких правовых отношениях вы с ними находитесь.
• Контроль за количеством SIM-карт. В рамках нового сервиса будет введено ограничение на количество SIM-карт, которые может иметь один человек, – не более 20. Это поможет предотвратить злоупотребления и повысить уровень контроля за мобильными номерами.
• Прозрачность и информированность. Граждане смогут видеть все оформленные на них договоры связи – это способствует большей прозрачности в использовании мобильных услуг и позволяет лучше контролировать свои расходы и обязательства.
• Упрощение взаимодействия с операторами связи. Сервис позволит пользователям легко отслеживать свои контракты с операторами, что может упростить процесс решения вопросов, связанных с услугами связи.
Таким образом, новый сервис на портале «Госуслуги» не только повысит уровень безопасности пользователей, но и сделает взаимодействие с мобильными операторами более удобным и прозрачным.
Николай Распопин, министр цифрового развития Красноярского края
Сервис проверки сим-карт, запущенный на «Госуслугах», – часть большой программы укрепления кибербезопасности в стране, к которой подключилось и минцифры края. В этой программе целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности: раньше они проводились под крылом регионального проекта «Информационная безопасность» нацпроекта «Цифровая экономика РФ», а теперь – в рамках нового нацпроекта «Экономика данных».
В числе таких мероприятий и создание инфраструктуры по обеспечению безопасности, и организация больших образовательных проектов по цифровой грамотности.
Например, в 2024 году более 24 тысяч учащихся края повысили свою цифровую грамотность благодаря проекту «Школа инфобеза»: прошли 12 уроков, которые помогли ребятам узнать больше о безопасном поведении в интернете и защите от мошенничества. Онлайн-формат позволил охватить более 344 школ и 30 профучреждений из 57 городов и районов края: почти каждая третья школа региона участвовала в этом важного событии.
Также в течение учебного года министерство регулярно проводит мероприятия всероссийского проекта «Урок цифры» и «Цифровой ликбез», где на занятиях со школьниками поднимаются вопросы информбезопасности.
С марта текущего года наш регион участвует в программе по поиску уязвимостей и тестированию кибербезопасности различных государственных сайтов и систем. ИТ-инфраструктуру Красноярского края, которая размещена в региональном центре обработки данных, проверяют так называемые белые хакеры – это специалисты по ИТ-безопасности, которые стоят на защите интересов государства и бизнеса. Они участвуют в программе «Баг баунти» и тестируют сейчас 16 различных государственных электронных ресурсов края, получая вознаграждение за найденные уязвимости в программном обеспечении, приложениях или сайтах.
Как найти новый раздел на «Госуслугах». Мы проверили: он уже работает. Находится в вашем профиле в учетной записи. Зайдя в «Госуслуги», надо набрать в поисковой строке: «Проверка сим-карт».
Борьба с «цифровыми» аферистами продолжается
Последняя новость в тему: Госдума 25 марта единогласно приняла закон, направленный на противодействие телефонному и интернет-мошенничеству.
Документ объединил около 30 мер защиты общества от этого вида преступлений. Инициатива содержит целый ряд новелл, в том числе запрет на использование иностранных мессенджеров для госслужащих, сотрудников операторов связи и маркетплейсов при общении с клиентами. Можно будет отказаться от рекламных и спам-рассылок в личном кабинете абонента сотового оператора. Кроме того, появится возможность запрета заключения договора на оказание услуг связи без личного присутствия потенциального абонента. Также граждане смогут устанавливать самозапрет на оформление сим-карт.
– Это первый шаг, и останавливаться на этом нельзя, у нас готовится уже второй пакет мер по борьбе с дропперами, с искусственным интеллектом, новыми технологиями, так что здесь мы будем дальше двигаться, – заявил глава Минцифры Максут Шадаев.
«Нет, вы звоните не из банка!»
Скоро любой россиянин сможет так ответить мошенникам, которые сообщают ему с какого-то подозрительного номера, что они представители банка, и «деньги нужно срочно перевести на безопасный счет».
Ведь самый известный и «рабочий» способ обмана – звонки или сообщения от лиц, утверждающих, что они представляют официальные органы. Хотя в эпоху искусственного интеллекта и продвинутых дипфейков нельзя доверять даже голосу своего родственника, который «попал в беду».
Поэтому в стране уже в ближайшие месяцы введут обязательную маркировку звонков для государственных организаций, банков и прочих официальных структур. Благодаря этому абоненты смогут увидеть на экране смартфона, кто пытается с ними связаться, и в случае опасности отклонить вызов. Сейчас такая классификация носит добровольный характер, но ситуация изменится в связи с ростом мошеннических действий.