Нынешние правила проведения государственных закупок (которые, к счастью, доживают последние месяцы) ругали все. И население, и депутаты, и журналисты, и даже те, кто по долгу службы должен был эти закупки осуществлять. Слишком уж много законодательных прорех содержал документ. Вот и сотрясали страну скандалы – то в одном регионе вскроется сговор заказчика и поставщика. То в другом победитель аукциона, предложивший за услугу нереально низкую цену, скроется в неизвестном направлении вместе с казенными деньгами. Но, похоже, скоро все изменится. С 1 января 2014 года взамен старого вступит в силу новый закон под названием «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Когда цена – не главное
– Закон о контрактной системе – это такая маленькая революция, которая готовилась несколько лет, – говорит член экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок Вероника Джужома. – По сути, он регулирует оборот тех благ, которые государство приобретает для общества. Закупки для детских садов, больниц, школ, дорожное строительство, различного рода социальные услуги – все это подпадает под его действие. И от того, насколько четко будет работать документ, зависит, хватит ли нам лекарств в больницах до конца года, хорошо ли нас обслужат в поликлиниках и так далее. Иными словами, от того, насколько эффективно станет исполняться новый закон, в конечном итоге будет зависеть качество нашей жизни.
Итак, что изменилось в правилах игры? Прежде всего – отход от цены как от единственного решающего фактора. Пока еще действует критерий «покупай дешевое». Фактически тот, кто предлагает наименьшую цену, считается самым приемлемым поставщиком. С одной стороны, разумно – государство старается экономить наши деньги. С другой – лазейка для мошенников и проходимцев. Если вам обещают построить автобусную остановку за 100 рублей, ежу понятно – либо это будет избушка на курьих ножках, либо вообще ноль без палочки: ни денег, ни навеса. Ушлые люди создают фирму-однодневку, выигрывают несколько конкурсов подряд, забирают деньги, банкротятся и исчезают. Но закон продолжает твердить: дал самую низкую цену – являешься лучшим претендентом для участия в госзакупках.
С нового года все будет по-другому. Мало того: если сразу видно, что на аукционе предлагается аномально низкая цена (к примеру, подрядчик берется построить дорогу за 100 тысяч рублей), его обяжут внести финансовое обеспечение, предоставить финансовые гарантии, которые государство (в полуторном размере) может забрать, если обещания не будут выполнены.
Ворота для малого бизнеса
Еще один немаловажный момент – закон последовательно идет по пути стимулирования экономики. Во-первых, в нем содержатся некие преференции малому и среднему бизнесу. Установлено правило, согласно которому определенная доля закупок должна производиться именно в этой сфере. Некрупным игрокам дается возможность участвовать в аукционах, доказывать свою добросовестность, входить в круг государственных поставщиков.
Во-вторых, закон ориентирован на закупки инновационной продукции. Это логично – нельзя космической державе закупать в XXI веке трубы по устаревшим технологиям просто потому, что так дешевле. Они ведь и прослужат всего пять лет. Давайте купим инновационные, пусть на 20 % дороже, зато с полувековым сроком годности. Смех смехом – но раньше заказчик в таком случае мог запросто угодить под статью – как растратчик государственных средств. Теперь же, если доказано, что изделие является инновационным и лучшим по качеству, можно покупать смело.
Контроль на ранней стадии
И последнее, наверное, самое главное – участие общественности в процессе. Новый закон говорит: у нас с вами есть возможность еще до проведения закупки, на стадии ее планирования, обсудить – нужен ли нам этот объект, подходящая ли его цена.
– Сейчас общественное обсуждение предусмотрено только в тех случаях, когда цена закупки превышает миллиард рублей. А таких – единицы, – поясняет Вероника Джужома. – Новый документ допускает возможность гибкого регулирования. Закупки, которые будут касаться социально значимых сфер жизни, могут и должны обсуждаться с участием общественности. Более того, закон обязывает заказчика к этому мнению прислушиваться. И если оно негативное, покупка может вообще не состояться.
Сами разработчики нового закона признают: он объемен и сложен для прочтения. И потому в шести регионах страны (в числе которых и наш Красноярский край) проводится пилот по оценке эффективности документа еще до вступления его в силу, обкатка всех процедур общественного участия и контроля.
– Мы надеемся перевести градус общения между потребителем услуг и заказчиком в конструктив, – говорит Вероника Джужома. – Вместе обсуждать, что нам нужно для хороших дорог, качественного медицинского и социального обслуживания. А заказчик постарается приобрести все это наиболее эффективным способом.