Ситуация на Украине, курс валют, санкции – все это порождает панику и побуждает многих закупаться впрок не только в продуктовых магазинах, но и в аптеках, где буквально сметаются с полок необходимые лекарства. Есть ли, действительно, основания для беспокойства? Не пропадут ли из продажи жизненно важные, необходимые людям препараты?
Финансирование увеличат
Цены на медикаменты уже поднялись. На заседании комитета по охране здоровья и социальной политике в Заксобрании региона обсудили риски.
Министр здравоохранения края Борис Немик пояснил, что с учетом серьезных колебаний курса иностранных валют в ближайшей корректировке регионального бюджета на лекарственное обеспечение планируют направить 422 миллиона рублей дополнительно.
На сегодняшний день ни один из поставщиков медицинского оборудования или лекарственных препаратов не отказался от своих обязательств. Пока речь идет о небольшой задержке с доставкой, она не превышает 2–3 недели.
Корректируются и логистические схемы, по которым осуществляются поставки, – вместо стран Европы это будут страны Азии.
Генеральный директор «Губернских аптек» Алена Попова отметила, что на складах накоплен необходимый запас препаратов: по разным наименованиям его хватит от 6 до 11 месяцев. Свои обязательства по отношению к медицинским организациям краевая сеть аптек выполняет в полном объеме, и число отложенных рецептов в первом квартале этого года снизилось по сравнению с концом 2021 года почти в 6 раз. Но повышение цен от 40 до 80 % может коснуться препаратов, которые не относятся к жизненно важным, – цены на них не регулируются государством. На фоне колебаний курсов еще в середине февраля за счет собственных средств «Губернские аптеки» начали закупать иностранные препараты.
Именно из них в первую очередь пытаются сформировать запас пациенты, и такой ажиотаж, по мнению экспертов, и приводит к временному дефициту некоторых лекарств – ведь запасы были рассчитаны на обычный спрос.
Перебои с лекарствами в аптеках и их нехватка сейчас связаны в основном с тем, что люди закупают медикаменты впрок, – отмечает Нелли Игнатьева, директор Российской ассоциации аптечных сетей. – В день мы продаем лекарств больше, чем обычно реализовывали за месяц.
Переходят на отечественное
Представитель пациентского сообщества онкобольных рассказала, что сейчас в Красноярске сложно найти импортный тамоксифен, который используется при лечении гормонозависимого рака молочной железы:
Сложно сказать, с чем это связано, возможно, с тем, что пытаются сформировать запас. Препарат назначают в зависимости от рекомендаций врачей на несколько лет или пожизненно. Но тут нужно отметить, что приобретение тамоксифена – собственная инициатива людей. Лекарства у нас предоставляются, но российского производства, а некоторые приобретают импортные, им они подходят больше, дают меньше побочных эффектов. Но вообще тут все сильно зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Есть много примеров в нашем пациентском сообществе, когда женщины пьют отечественный препарат, и у них не возникает никаких нежелательных последствий.
Очень сильно зависят от препаратов ВИЧ-инфицированные пациенты, им необходимо их принимать пожизненно. Терапия назначается сразу же – с момента установления диагноза, согласно клиническим рекомендациям, независимо от вирусной нагрузки и количества иммунных клеток. При правильном приеме человек становится фактически не заразен для окружающих. А если будущая мама вовремя узнает о диагнозе и начинает лечение, то ребенок рождается здоровым.
Доля зарубежных препаратов в схемах терапии для ВИЧ-инфицированных пациентов постоянно снижается, составляет приблизительно 30 %, соответственно 70 % – лекарства, которые производятся на территории страны, – рассказывает Виталла Миниханова, заместитель главного врача по медицинским вопросам Красноярского краевого центра профилактики и борьбы со СПИД. – С каждым годом доля отечественных лекарств все больше. А вообще у нас всего 8 % пациентов, которые нуждаются в схемах лечения с применением зарубежных препаратов. Что касается ситуации на сегодняшний день, то закупки проводит Министерство здравоохранения РФ, и какие-то наименования зарубежных препаратов нам на 2022 год поступили в полном объеме, другие – только 1/2 от заявки.
Сложно сказать, что будет далее, но вот именно сейчас никакого дефицита лекарств, в том числе импортных, нет. Наши пациенты, как и ранее, получают их бесплатно согласно назначениям врача, схемы лечения мы не меняем.
Нашим коллегам из ТАСС в пресс-службе Минпромторга РФ сообщили следующее: «Проведен оперативный мониторинг остатков лекарственных препаратов и сырья, необходимого для их производства, применительно к лекарственным препаратам из перечня жизненно необходимых и важнейших, по результатам которого выявлен запас (составляющий до года) как готовой продукции у производителей, так и сырья. Причем по большинству международных непатентованных наименований запас готовой продукции превышает 25 % от общего годового объема продаж за 2021 год».
В то же время все больше иностранных фармкомпаний сообщают о том, что они продолжают работу в России. К примеру, французская компания Sanofi, которая производит препараты для лечения кардиологических, онкологических, редких генетических заболеваний, заявила о том, что «делает все возможное для обеспечения бесперебойных поставок препаратов».
Следствие ажиотажного спроса
В Росздравнадзоре обсудили наличие на российском рынке препаратов для терапии заболеваний щитовидной железы. Крупнейшие дистрибьюторы страны заверили, что лекарство с международным непатентованным наименованием левотироксин натрия производится и доставляется в гораздо больших количествах по сравнению с прошлым годом, а его отсутствие на аптечных полках связано с ажиотажным спросом, выросшим за последний месяц в 5–10 раз. Взрывной необоснованный рост спроса вызвал временные трудности с внутренней логистикой между складами дистрибьюторов и аптеками. Производители, дистрибьюторы и аптечные сети работают над увеличением объемов поставок препаратов, спрос в ближайшее время будет полностью удовлетворен.
В то же время основные мировые производители инсулина письменно подтвердили Минздраву России, что продолжат работу и поставки на российский рынок. Но большую часть производят внутри страны. Сейчас в России зарегистрировано 17 препаратов инсулина и его аналогов.
Минздрав РФ вместе с Росздравнадзором контролирует обеспечение препаратов для пациентов с сахарным диабетом. Если вы не можете найти ваш инсулин в аптеке, обратитесь на горячую линию Росздравнадзора 8 800 550-99-03.