Над поймой реки Зыряновка – легкий утренний туман. Здесь, рядом с Казачинским, когда-то была деревня, теперь о ней напоминают лишь редкие ямы на месте погребов. Третий год подряд на несколько дней Зыряновка оживает: оказалось, что речная пойма идеальна для гонок на внедорожниках.
Помочь другому
Нельзя сказать, что с достопримечательностями в Казачинском районе туго. Есть знаменитые пороги, туер, что водит суда через эти пороги. Есть еще петроглифы, до которых нужно добраться. Из знаковых событий – «Мужские игры». Их проводит внедорожный клуб «Барс 4х4».
– На самом деле эти соревнования уже седьмые по счету, – вспоминает руководитель клуба Эдуард Цильх. – А началось все в гараже. Нам хотелось как-то объединить северные регионы. Мы и решили купить уазик…
С этого уазика и начались джиперские соревнования «Мужские игры». Сначала в них участвовали единомышленники из Лесосибирска – первый турнир собрал 11 экипажей. Всем понравилось, особенно зрителям: трасса как на ладони видна с крутого берега речки. Место очень удачное: есть болота, горки, прямые участки, на которых можно набрать скорость. Организаторы занимаются благоустройством – территория, задействованная в «Мужских играх», занимает 12 га. Вся она в 2015 году была в шиповнике и боярышнике, пришлось их выкорчевывать. Сейчас есть место для лагеря, туалеты, сцена, во время соревнований работают точки общепита.
В начале гонки проводились два раза в год, уже вторая собрала 30 экипажей – и дальше пошло по нарастающей. В этом году в «Мужских играх» приняли участие 72 экипажа (география участников – от Мотыгинского района до Тывы). Состязались они в семи категориях на двух трассах: «Стандарт» – 2 км и «Экстрим» – 3,5 км.
– На трассе «Стандарт» должны сделать три круга, – рассказывает Эдуард. – Есть прямые участки, есть водно-грязевые. Участники могут показать мощь, скорость и проходимость машин. Но многие не готовы к водным препятствиям, заливаются, электроника из строя выходит.
Водно-грязевой этап – огромная лыва. Машины входят в нее на скорости, поднимая фонтаны эффектных грязевых брызг. Каждый такой заход сопровождается одобрительным гулом зрителей. Эдуард прав: не все машины подготовлены. Ровно посередине огромной лужи на капоте машины сидят две девушки – женских экипажей в гонке несколько, они бьются достойно. Вот только везет не всем. Помогать друг другу можно не на каждом заезде – за это штрафуют, но в разрешенных категориях это делают все. В категории «Туризм» в первый день соревнования «зарылись» два уазика, сели наглухо. Накал страстей в гонке был нешуточным – но все равно каждый второй экипаж останавливался и пытался их вытянуть. Самое главное на такой трассе, как говорят сами пилоты, «не разложиться» – не сломать машину. Сделать это достаточно сложно – в лагере уже видны первые пострадавшие от такой гонки, не зря экстремальщики возят с собой комплекты для ремонта.
Машина 53-го года и мешок запчастей
Машины, которые выходят на трассу, – тюнингованные и очень дорогие. Среди них особнячком стоят ГАЗ-67 и ГАЗ-69 из Тывы. ГАЗ-67 – 53-го года выпуска, экипаж – отец и сын.
– На машине все родное, меняли только колеса и аккумулятор, – рассказывает Кирилл Ильич Шагарин, штурман, 16 лет. Вообще-то водить он начал лет в 11, а на гонках с 14 – раньше нельзя. – Нам бабушка одна говорит: стоит у меня в гараже такая машина. Папа сразу сказал, что купим. Заходим, а она по ось в землю ушла, гараж даже не открывали – о ней все забыли. Еле-еле вытащили, нам еще мешок запчастей дали. Поменяли аккумулятор, залили бензин – и в Кызыле сразу первое место взяли. Машина безотказная.
Если бы на «Мужских играх» был свой приз зрительских симпатий, его бы точно взяли тывинцы. Оказалось, что эта старая нетюнингованная машина трассу «Туризм» проходит лучше подготовленных «Сузуки». Вот ГАЗ буксует в очередной грязевой луже, Кирилл выпрыгивает из машины, чтобы толкать.
– Давай, давай! Это же наши – партизаны! – орут под казачинскими соснами мальчишки, на пилоте и штурмане – советские котелки со звездами, выходить на трассу без шлема запрещено регламентом.
Соревнования собирают Север – до Мотыгинского района, крайняя южная точка – Тыва. В этом году в первый раз участвовали Ачинск, Канск и Новоселово
Зрителей много, хотя могло быть и больше: в соседних деревнях время проведения «Мужских игр» совпало с выпускными.
Сюда принято приезжать семьями: для малышей есть небольшая детская площадка, дети постарше смотрят на выступления военно-спортивного клуба из Мотыгино и пробуют собирать-разбирать автоматы. Во время между заездами выступают творческие коллективы. Но все это по накалу страстей не идет ни в какое сравнение с главным действом.
– Они уже стартовали – бежим быстрее к яме, – мальчишка тянет за руку отца, и они вместе несутся от точки старта к огромному оврагу, заваленному старыми покрышками. Чтобы преодолеть это препятствие, экипажи достают специальные лестницы, якоря. Якорь похож на плуг – он глубоко входит в землю и позволяет экипажу использовать лебедку там, где зацепиться не за что. Машины поднимают волны жидкой грязи, которая летит на зрителей, но никто и не думает возмущаться. Трасса огорожена колышками и сигнальной лентой, обрыв ленты и сбитые колышки грозят штрафом для экипажей. Но самое главное, чтобы за это ограждение случайно не попал кто-нибудь из зрителей: джиперские соревнования – не только зрелищно, но и опасно. Вот как раз за безопасностью и следят несколько десятков мальчишек и девчонок – волонтеров. И хоть работать им объективно приходится очень много, они довольны.
– Хоть какая-то у нас движуха, – мимоходом бросает один из мальчишек и бежит отгонять от трассы зазевавшихся зрителей.
Кроме волонтеров, постоянный оргкомитет игр – шесть человек. Это люди, которые мало того, что работают без вознаграждения, – вкладывают в эти гонки свои средства. По словам Эдуарда, весь бюджет мероприятия – около 300 тысяч, из них 100 тысяч – спонсорские, 70 тысяч – оргвзносы, все остальное – собственные деньги.
К концу второго дня заезды закончатся, победители получат призы и памятные кубки, которые делали ребята из внедорожного клуба «Барс 4х4», – из старых автомобильных запчастей. Четыре золота уедут в Красноярск, одно – в Ачинск, два останутся в Казачинском. Джиперы отмоют свои машины и себя и снова станут юристами, поварами и домохозяйками. До следующих «Мужских игр», которые состоятся на том же месте в августе 2019 года.
– Ну что, на рыбалку приеду – жди, – мужики жмут друг другу руки, расходятся по своим машинам и разъезжаются по всему краю. Теперь о Казачинском районе знают – и точно сюда вернутся.