Сохранение языка и национальных традиций эвенков – дело сложное. Очень уж мало осталось носителей, тем более владеющих, например, искусством выделки меха и изготовления национальной одежды и обуви. Тамара САФЬЯННИКОВА – одна из мастериц, в чьих руках оживают народные традиции. Она не только шьет привычные для эвенков кумаланы и унты, но и фиксирует технологию изготовления. По ее книгам учатся ребятишки в школах-интернатах не только севера Красноярского края, но и Бурятии, Якутии.
Тамара Михайловна считает: кому же, как не ей, передавать молодым свои знания и мастерство – ее поколение последнее в Эвенкии, что помнит традиции предков. Историю своего рода мастерица рассказывает как сказку. Дедушка из богатых был – стадо оленей больше тысячи голов, в хозяйстве – кони и коровы. Правда, жили предки Сафьянниковой как русские – кочевали мало, дед большой дом построил рядом с поселком. Вокруг лес, олени пасутся, а семья – в тепле и достатке.
– У моей мамы пять сестер было да четыре брата. Отец всех баловал: вещи в городе покупал. Но у нас, у каждой женщины в доме, своя швейная машинка, ткани рулонами, – рассказывает Тамара Михайловна. – Одежду себе сами шили. Эвенки не уважали тех, кто не умел рукодельничать.
Оттуда, считает мастерица, и ее увлечение шитьем. Тамара рано пристрастилась к рукоделию. Сначала кукол обшивала, потом матери помогала ровдугу выделывать, верхонки и кисеты для солдат делать. В годы Великой Отечественной войны все шло на фронт – для победы. Ровдуга – выделанная кожа оленя, золотистая замша. Рукавицы из нее получались очень прочными и мягкими. Для солдата на передовой – первое дело.
В семь лет Тамара из кочевья в школу-интернат переехала. Там научилась бисером вышивать, освоила национальные эвенкийские узоры. У эвенка и на одежде, и на оленьей упряжи – звезды и геометрические узоры. Цвет вышивки каждая мастерица сама подбирает – какой сильнее злых духов отгоняет. Но основа одна.
– Вся одежда у эвенка – оберег, – рассказывает Тамара Михайловна. – И зипун, и унты вокруг бисером обшивают, потом мехом опушают. Это человека от несчастий уберегает.
После школы Тамара в педагогический техникум поступила. Всю жизнь в Суринде в интернате проработала – детей учила декоративно-прикладному искусству. Ее подопечные много что умели. Кумалан – национальный коврик. У эвенков это и лучший подарок, и знак особой чести, оказываемой гостю. Скажем, приедет в стойбище уважаемый сосед, ему в жилище лучшее место отведут и самый богатый кумалан постелят. И на свадьбу – дорогим подарком невесты семье жениха и наоборот. Изготовленные из оленьего меха, вышитые бисером, они хранились в каждой семье как напоминание о важных событиях.
Рукоделие для Тамары Сафьянниковой – дело всей ее жизни, беда и выручка. В годы перестройки умение выделывать шкуры и шить шапки да унты спасло мастерицу от голода. Тамара Михайловна с сестрой тогда семейное предприятие организовали. Нашьют национальной обуви и везут продавать. До Благовещенска довозили, заказов у мастериц было хоть отбавляй.
Уже на пенсии переехала в столицу Эвенкии Туру. Здесь тоже дела своего не оставила. Пригласили Сафьянникову работать в местный этноцентр. Она мастер-классы для учителей вела – передавала секреты национального рукоделия, книги писала. Шесть пособий, в которых рассказывается об особенностях изготовления национальной одежды и домашней утвари, секретах эвенкийских узоров, – теперь настольные книги всех преподавателей декоративно-прикладного творчества в Эвенкии, Якутии и Бурятии.
Северной мастерице уже 75 лет, а все рукодельничает.
– Я люблю не только процесс вышивки, – признается хранительница национальных секретов. – Жду, что же выйдет в итоге, как получится. Ведь каждая вещь уникальная.
Традицию семьи хранят и младшие Сафьянниковы – дочь и внучка Тамары Михайловны. Дочь, врач местной больницы, придет с работы – и сразу за вышивку. Кропотливая творческая работа успокаивает, снимает стрессы, усталость, повышает настроение.