И «шашечки», и «ехать»

Кому нужны цивилизованные перевозки?

И «шашечки», и «ехать» Кому нужны цивилизованные перевозки?

Если перефразировать выражение из кинофильма «Бриллиантовая рука», наши люди уже и в булочную на такси ездят. «Взять мотор» давно уже не роскошь, а средство передвижения из пункта «А» в пункт «Б». Заказать экипаж, пусть не каждый день, теперь могут позволить себе многие. Рост популярности этого вида городского транспорта, впрочем, никак не сказался на его качестве. Вступивший в силу с 13 апреля сего года новый регламент пока совершенно незаметен. К тому же призван он регулировать работу (ключевое слово!) легальных такси. А они на рынке – в меньшинстве.

Не без скандалов

В СССР услуги такси, с одной стороны, носили печать элитарности, с другой – были строжайше регламентированы. Вызвать такси – целая история. Да и не везде еще повезут.

Наш брат особым уважением не пользовался, – рассказывает один из ветеранов профессии, который просит называть его Палыч. – Но тут уж сами мы виноваты. Во времена горбачевского сухого закона многие старались подзаработать и водкой потихоньку приторговывали. Нас и воспринимали как такую передвижную винную лавку. Ну и получалось, что ездили мало, всем просто выпить хотелось. Ну и я продавал, а куда деться.

Наш собеседник рассказывает, что в 50–60-е годы в такси работали настоящие профессионалы.

– О многих из них до сих пор легенды ходят – умнейшие, честнейшие были люди. К тому же память у них была – дай бог компьютеру. Город они знали как свои пять пальцев – каждый уголок, все пути объезда. Попадись тебе такой сегодня в час пик – с ветерком домчит, как по пустой улице. Все пробки по переулкам обойдет.

Водитель такси вполне почтенное ремесло за рубежом. У нас же таксисты до сих пор не профессия даже, а каста. Не самая, надо сказать, авторитетная. Ее постоянно сопровождают какие-то неприятные скандалы. Говорят, в Москве после терактов всегда таксисты увеличивали стоимость проезда чуть ли не в десять раз. В марте 2010 года после взрывов в метро поведение таксистов удостоилось негативного комментария первых лиц государства. Осудил их в своем выступлении и глава Русской православной церкви. В Нью-Йорке, к слову, 11 сентября 2001 года такси работали на общественных началах.

Символ мегаполиса

Если по строгим черным кебам можно безошибочно узнать Лондон, а желтые такси стали одним из символов Нью-Йорка, в российских мегаполисах картина печальнее. Конечно, бесформенных куч металла на колесах, в которых с трудом можно опознать старые «Жигули», становится все меньше… Но и это – не вопрос культуры, а свойство времени: такие машины уже просто окончательно развалились.

О том, что нужно придать отрасли приличный вид, говорили давно. По сути, в таксоперевозках творится та же вольница, что и в начале 90-х. Просто игроков на рынке стало больше. Каждый автовладелец сегодня – потенциальный таксист-частник. Подрабатывают частным извозом во время личных финансовых кризисов очень многие.

– Сперва страшновато было, – рассказывает один из «бомбил», назовем его Виктор. – Когда несколько лет назад настоящая эпидемия была, таксистов убивали. Те, кто в фирмах работают, у них хоть рация есть, коллеги по городу ездят все время, а я выходил работать один. Деньги нужны были. Ну и повезло, я ведь кого попало к себе не сажал, на человека смотрел – на лице многое написано.

Положения нового закона, к слову, Виктора совершенно не интересуют.

– Я снял фонарь с крыши, чтобы внимания не привлекать. Как правило, подбираю голосующих пассажиров. Так что вряд ли буду оштрафован. Ну и к тому же я очень редко выхожу таксовать – раз в месяц, редко два. У меня же есть основная работа. То, что у меня нет никаких опознавательных знаков такси… Ну, это как в анекдоте, где девушка ловит такси, к ней подъезжают частники, а она к ним не хочет садиться, потому что «шашечек» нет. Ну ее и спрашивают, не выдержав: «Девушка, вам «шашечки» или ехать?» Моим клиентам – однозначно «ехать». Тем более они же видят, что парень я приличный, трезвый, машина у меня далеко не «копейка» и радио «Шансон» из приемника не воет.

По пробкам дороже 

Если все-таки без соответствующей лицензии на машине есть «шашечки», то положен штраф – пять тысяч рублей. Плюс конфискация фонаря. И удаление всех опознавательных знаков с борта машины.

При наличии лицензии вся атрибутика и фонарь на крыше, в свою очередь, обязательны.

Имеющий лицензию таксист имеет право двигаться по полосам, предназначенным для общественного транспорта.

Если бы движение по этим полосам в наших условиях еще и гарантировало… движение, а не стояние в одной общей пробке, можно быть уверенным – таксисты мгновенно бы озаботились получением лицензии. Просто потому, что при отдельной свободной полосе спрос на их услуги заметно бы вырос. А цены бы упали, ведь время простоя в пробках входит в стоимость поездки. Отсюда и разница в тарифах такси в Красноярске и, например, в Архангельске, где пробок по сравнению с нами почти и нет. В прошлом году такси по центру там обходилось в 70 рублей. А доехать до аэропорта – в 170 против наших 700. Конечно, аэропорт там ближе к городу, чем наш Емельяново, но не в семь раз.

В борьбе за клиента

На сегодняшний день, по оценкам межрегионального некоммерческого партнерства «Лига такси», в большинстве субъектов РФ легально работают не больше пяти процентов игроков рынка коммерческого извоза. В Москве по лицензии работают 13,2 тысячи из 40–50 тысяч машин. Но это в Москве, в регионах «легалайза» и того меньше.

С этой оценкой вполне согласен таксист одной из красноярских фирм, подвозивший на днях автора этих строк. Я ненавязчиво спросил его, есть ли у него лицензия (которая, в идеале, должна быть на виду, на приборной доске) и вообще – как-нибудь повлияли на его жизнь новые правила?

– Лицензии у меня нет, вы первый, кто спросил, – ответил он. – Кто у нас работает в городе – почти все без лицензии. А новые правила ничего не меняют на самом деле. Если человек работает на фирму, то в любом случае фирма будет следить за состоянием машины, трезвый ли он выходит на маршрут, ну и цена в фирме зачастую фиксированная. Это вопрос престижа, а не закона.

В общем, все как всегда: строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. А маркетинговые соображения играют здесь куда более важную роль. Становиться «хорошими» и не заламывать цены компаниям-перевозчикам надо не чтобы соблюсти регламент, но в борьбе, так сказать, за пассажира.

Что до самих пассажиров, то им лицензия водителя зачастую малоинтересна (вам «шашечки» или «ехать»?). Главное, чтобы он был трезвым, аккуратным, вежливым и вовремя довез их до нужного места.

Не так важно теперь им и наличие таксометра. Как говорят таксисты, этот прибор устарел и часто приводит только к дополнительным расходам пассажиров. Выгоднее сразу договориться о цене поездки. А часто сумму сразу называет оператор по телефону.

Что касается таксометра, то по закону вопрос, насколько он необходим, решается властью на местах. В Москве его наличие обязательно, а в Санкт-Петербурге без него официально разрешено обойтись.

Просто общественный транспорт

Сами владельцы таксомоторных фирм на тему лицензирования либо предпочитают и вовсе не говорить с прессой, либо стараются себя похвалить, всячески подчеркивая, что закон для них превыше всего.

Насколько можно судить по этим кратким беседам, строжайшее следование всем предписаниям – признак профессионализма и желания подольше остаться на рынке. Это вполне может стать рекламным козырем, но может вырасти и цена перевозок. Затраты на приведение всего автопарка к полному единообразию нешуточные, и, скорее всего, они ударят по карману пассажира.

В перспективе это сыграет только на пользу. Такси лишатся своей «ауры» и будут восприниматься как просто одна из форм общественного транспорта. А так и есть. Единственное отличие – дороже, комфортнее и быстрее.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности