В России товары рекламируют звезды эстрады и кино. Хотя, собственно, непонятно, какое отношение все эти уважаемые люди имеют к представляемой ими продукции. Ну разве что как потребители, да и то не факт.
А вот в Китае к вопросу рекламы относятся серьезнее. К примеру, лицом инновационного автомобильного графенового масла является ученый – разработчик продукта. Его портреты можно увидеть и на автобусах, и на огромных билбордах. Очевидно, в Китае рекомендации людей науки воспринимаются с большим уважением и доверием, чем рекомендации звезд.
Царь-полиэтилен
Но есть еще одна немаловажная деталь. Дело в том, что ученый этот – наш соотечественник, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института химии и химических технологий ФИЦ КНЦ СО РАН Геннадий Егорович Селютин, который давно занимается новыми конструкционными материалами. В сфере его интересов – сверхвысокомолекулярный полиэтилен (СВМПЭ), наноалмазы, графены.
– Металлы со временем окисляются, приходят в негодность, они тяжелые, и их трудно перерабатывать, – рассказывает ученый. – Полимеры легче, отличаются высокой коррозионной устойчивостью, могут работать при очень низких температурах, вплоть до абсолютного нуля, легко перерабатываются.
– Вот эта штучка сейчас используется на КрАЗе в качестве подшипника скольжения, – Селютин демонстрирует черный цилиндр с вырезом. – Она дешевле и служит во много раз дольше, чем традиционные подшипники качения.
Материал выглядит обыкновенным пластиком. Разница между обычным полиэтиленом и СВМПЭ – в огромной длине молекул и молекулярной массе последнего. Инновационный материал обладает рядом интересных параметров. Он достаточно прочен, очень скользкий, на нем практически не намерзает лед в условиях низких температур. Поэтому он прекрасно работает в лыжах и сноубордах. Или в искусственных суставах в качестве хряща. Вообще в любых условиях, где требуется высокая прочность, малое трение, полная коррозионная устойчивость.
Например, сегодня Селютин совместно с коллегами разрабатывает для Газпрома насос для перекачки газа, который полностью, за исключением вала, будет состоять из СВМПЭ.
Проблема существующих насосов в том, что вместе с газом в них попадают абразивные частицы, которые достаточно быстро приводят дорогостоящее оборудование в негодность.
А вот у деталей из пластика оказалось очень ценное свойство. Частицы абразива как бы прилипают к пластиковым поверхностям и сами становятся «броней», защищающей детали от дальнейшего разрушения.
А где невидимая рука?
Геннадий Селютин демонстрирует другой материал. Внешне это пластик, но состоящий из отдельных волокон. Эти волокна – длинные молекулы СВМПЭ, вытянутые параллельно относительно друг друга.
По сравнению с этим материалом, поясняет ученый, знаменитый кевлар – вчерашний день. Пластины из такого волокнистого пластика прекрасно гасят кинетическую энергию. Например, 22-миллиметровая пластина удерживает пулю, выпущенную с 10 метров из снайперской винтовки. Бронежилеты из такого материала пользуются огромной популярностью у силовиков.
Но мы, к сожалению, закупаем этот материал в Германии и Израиле. А могли бы производить в России.
Во всяком случае, по технологии, в разработке которой принимал участие Геннадий Селютин, был запущен завод по выпуску листовых плит из СВМПЭ. Сегодня предприятие «Гелар» выпускает плиты из сверхвысокомолекулярного полиэтилена размером 2 на 4 метра любой толщины и является, пожалуй, единственным такого рода заводом в России.
Правда, исходное сырье в виде порошка закупается опять-таки за границей: в Бразилии, Корее, той же Германии. И не потому, что не умеем. Просто невыгодно производить у себя. Чтобы производство было выгодным, его объемы должны быть не меньше шести тысяч тонн. А имеющиеся производственные мощности позволяют сегодня переработать в пять-шесть раз меньше. Как говорится, чистый бизнес. Вот только где тут государственные интересы?
По поводу того, как работает невидимая рука рынка, у Геннадия Селютина свой опыт. Он включает и многочисленные хождения по кабинетам руководителей, которые на предложение внедрить инновационный материал отвечали:
А зачем? Зарплату мне от этого не увеличат, а выделение денег на запчасти срежут.
Особый подход Китая
Вот так не удалось никого убедить заняться производством графеновых масел. А ведь это чрезвычайно перспективное в российских условиях направление. В работающем двигателе графеновые частицы, соединяясь с маслом, образуют своеобразную «шерсть», которая восстанавливает поверхности, подвергшиеся износу.
На практике это приводит к тому, что двигатель начинает работать как новый, в разы снижаются выбросы вредных веществ, а ресурс работы мотора многократно возрастает. Учитывая, сколько у нас старых машин и как они влияют на экологию, идею, казалось бы, должны подхватить с руками и ногами.
Но, как оказалось, интереса нет. Особенно любопытно в этом смысле высказывание одного чиновника, занимающегося организацией пассажирских перевозок, который заявил, что именно к теме организации перевозок данный проект отношения не имеет.
Конечно, для любого ученого видеть практический результат своего труда – важнейшее дело. И поэтому, когда представители КНР обратились к Геннадию Селютину с просьбой помочь организовать производство графеновых масел на новом предприятии в городе Хэган, он согласился. Правда, от предложения поменять страну и работу отказался.
Здесь я родился, здесь и умру, – говорит он.
Вот так и получилось, что ученый одновременно работает в двух странах. В Хэгане он научный руководитель графенового направления суперсовременного предприятия, где производство осуществляется почти без участия человеческих рук. Производительность этого гиганта – около 50 тысяч тонн масла в год – на весь Китай хватит.
А в Красноярске трудится в не очень уютной лаборатории, в здании, которое явно требует ремонта.
И, наверное, надеется, что наступит время, когда то, чем он занимается, станет востребованным в России, а наши ученые не будут скромно молчать, присутствуя на международных форумах, посвященных исследованию и внедрению новых конструкционных материалов.
По крайней мере, все, что от него зависит, Геннадий Селютин для этого делает.
Фото из личного архива Геннадия СЕЛЮТИНА, а также предоставлено КРИТБИ