«Ибо многие придут под именем Моим…»

«Ибо многие придут под именем Моим…»
Фото: Веселина Даова

Недавно красноярский краевой суд вынес решение о ликвидации «Церкви последнего завета», более известной как община Виссариона. Сам основатель этой организации вместе со своими ближайшими соратниками находятся под стражей. После завершения следствия их дела переданы в суд. В настоящее время процесс продолжается.

Темой этой статьи не является ни оправдание, ни обвинение сторон. Здесь, как говорится, fiat iustitia (да свершится справедливость). Интересно другое. Почему в наше довольно просвещенное время после периода, казалось бы, бесспорного торжества атеизма люди, в том числе образованные и успешные, бросают работу, карьеру, близких, привычный комфорт и уходят к новоявленным «гуру». Живут, ограничивая себя во всем, зачастую в условиях откровенной нищеты и палочной дисциплины…

Эти вопросы мы задали нашим экспертам: священнику Алексею ЯЗЕВУ и религиоведу, доктору философских наук, профессору Людмиле ГРИГОРЬЕВОЙ.

«Клиповость» мышления

– Почему-то есть такая психологическая странность. Люди считают, что там, где экология лучше, там и духовность выше. Поэтому горожане зачастую едут к сельскому священнику. Спрашиваешь: почему? Отвечают: так у вас там все чище, – рассуждает отец Алексей. – А другие в своих поисках идут к новоявленным «гуру» и «мессиям». Я не хочу осуждать этих людей. Среди них есть умнейшие. Но, оказывается, высочайшее интеллектуальное развитие вовсе не свидетельствует о развитии духовном.

Во многом это последствия религиозного плюрализма ХХ века. Мы, к сожалению, утратили некую серьезность. Серьезность в помышлениях, серьезность в решениях. Мы не готовы серьезно изучать сложные вещи.

Прочитав пару журналов, мы вдруг почему-то решаем, что знаем уже все и что та истина, которая вдруг нам открылась, является абсолютной. Та самая клиповость мышления, о которой не первое десятилетие говорят психологи, распространяется и на сферу духовную.

Почему-то красиво упакованная идея, которая не требует серьезных упражнений – интеллектуальных, физических, духовных, – становится наиболее привлекательной. Мне кажется, это проблема нашей цивилизации.

Сейчас у нас время упаковки. Продается лишь та идея, которая хорошо упакована. Но православному христианству по его внутреннему состоянию не нужны «крутяцкие» ролики, wow-эффект. Христианство – это серьезно. Это интеллектуальный труд, это книжки надо читать. Думать, анализировать, проходить практическим путем.

А в сектах маргинального толка ничего этого делать не нужно: ответы на все вопросы уже есть.

Вопросы без ответов

Будучи православной христианкой, Людмила Григорьева солидарна со взглядами отца Алексея. Но как ученый, специализирующийся на нетрадиционных религиях и культах, может позиционировать и взгляды потенциальных адептов новых учений, так называемых «искателей»:

– Беда традиционных конфессий в том, что за последние 150 лет настолько ускорились изменения всех аспектов жизни, что они за этими изменениями не успевают. 150 лет назад для большинства людей было понятно, для чего ты живешь и что дальше будут ад или рай. В современном глобальном мире, где смешались культуры и традиции, эти незыблемые ранее устои вызывают все больший скепсис. Есть современные проблемы-вызовы, на которые традиционные религии почти никак не могут ответить. Разве что: мы на том стоим и стоять будем. Они пытаются противостоять волнам времени, прекрасно видя, что эти мощнейшие волны тащат миллионы людей к тем событиям и ситуациям, на которые люди не могут найти ответ.

Но вот приходит какой-нибудь замечательный неогуру и говорит: давайте я расскажу о том, что есть реальная истина.

Проблемами последних 150 лет являются гиперурбанизация, экологическая катастрофа планетарного масштаба. Но если традиционные религии не предлагают утилитарных ответов на эти вызовы, то утопические культы предлагают конкретное решение: бросайте города, поедем строить на природе свой город любви, мечты, радуги, чего угодно. По всей России есть масса экопоселений, но на них мало кто обращает внимание.

Другая проблема: урбанизация привела к тому, что мы можем жить на одной лестничной клетке с соседями и десятилетиями ничего о них не знать. И кому-то этот индивидуализм нравится. Но есть люди, у которых такое существование вызывает обратные эмоции: «Я хочу жить с друзьями!»

И если говорить про утопические культы, то это добровольные объединения энтузиастов, которые искренне верят в возможность построения некоего идеального сообщества и инвестируют в это не только деньги, но и силы, время, всю свою жизнь.

Наконец, есть и очень сложная мировоззренческая проблема.

Людям, во всяком случае, многим из них, почему-то необходим смысл жизни, выходящий за рамки их «посюстороннего» существования. Если человеку говорят, что он живет только для того, чтобы прожить вкусно, удобно, комфортно и умереть в самых приятных условиях, то с какого-то момента он начинает чувствовать абсурдность и бессмысленность своего существования. И тогда он начинает искать… и находит. При этом люди готовы жертвовать очень многим: обеспеченным, комфортным существованием, карьерой, высоким положением.

Вызовы vs традиции

Трудно не согласиться с мыслью, что вечные поиски конечной истины, смысла существования будут порождать новые культы, общины, «самые последние заветы».

Да и сами традиционные религии – не монолитные скалы, вечные и неизменные в океане времени.

– Все традиционные религии эволюционируют вместе с обществом. Буддизм времен Будды и более 200 направлений современного буддизма – это, мягко говоря, не одно и то же, – говорит Людмила Григорьева. – А некоторые течения современного буддизма даже друг от друга отличаются больше, чем христианство от буддизма.

Не отрицая изменений, связанных с общественным развитием, Алексей Язев полагает, что духовные основы остаются неизменными:

– Православная церковь уже второе тысячелетие смотрит на тех людей, которые требуют ее модернизации в «духе времени», и благополучно живет дальше. Дело в том, что Церковь – это не определенные сорта ладана и качество одежды священнослужителей. Церковь – это Дух Святый. Конечно, я понимаю, что для внешней привлекательности можно применить пару дешевых трюков. Но мне кажется, что та истина, которой я пытаюсь служить, не нуждается в этом.

Как и в любой сфере человеческой жизни, в сфере духовного есть свои новаторы и сторонники традиций. И любой человек обладает правом свободного выбора. Но надо помнить, что есть еще один немаловажный аспект: в мире политики и товарно-денежных отношений любой духовный проект по необходимости является как минимум коммерческим. При этом коммерческая (а то и политическая) составляющая может быть легальной, полулегальной или вовсе нелегальной. В последних двух случаях вмешательство государства практически неотвратимо.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Блицкриг на юг
2 февраля 1942 года победой Красной армии завершилась Сталинградская битва – самое продолжительное и кровопролитное сражение не только Второй мировой
24 января 2023
Игрушка как отражение истории Сибири
Красноярского пенсионера Игоря МИХАЙЛИШИНА к необычному исследованию истории Сибири подтолкнули вопросы воспитанников его собственной арт-студии керамики, где он преподает уже
23 января 2023
Наталья Грушевская: «Для нас важны социальные эффекты тех новаций, которые власти внедряют в жизнь»
2022 год был сложным. Изменилась международная обстановка, Россия была вовлечена в передел геополитической карты мира. В этой ситуации значимость общественных