Меню Поиск
USD: 64.02 +0.24
EUR: 70.85+0.22
№ 54 / 1134

Идринский район: наследие земледельцев

Коллаж НКК В апреле этого года один из южных районов – Идринский – отметил свой очередной юбилей. Ему исполнилось 95 лет. Много веков назад здесь жили племена, которые занимались скотоводством и охотой. Заселение этой земли русскими началось с образования в 1707 году Абаканского острога (бывший Краснотуранск, который впоследствии был затоплен). Часть казаков получили разрешение от царя, чтобы поселиться на этих землях.

Большой приток населения появился после переселения с западной части России. Сюда же во все времена ехали ссыльные: так, к примеру, в 60-х годах XIX века здесь появились участники польского восстания. Еще до этого – после событий, инициированных Емельяном Пугачевым, приехали казаки и уральские мастеровые.

Не было в то время особых социальных гарантий от государства, люди понимали: чтобы выжить, нужно много работать. Почти в каждом селе были свои кузнецы и сапожники, плотники и столяры, пимокатчики, бон­дари.

К началу XX века в Большом Хабыке работали маслодельный и сыроваренный заводы, в Кнышах – кирпичный… Район до сих пор считается сельскохозяйственным, здесь есть фермерские хозяйства, известные по всему краю. В 2008 году в поселке Идринском открылся краеведческий музей имени Николая Летягина – настоящего самородка. Родом из простой крестьянской семьи, он оставил о себе память как писатель, художник, скульптор. Именно он составил летопись Идринской земли и основал в поселке Новоберезовка музей, где бережно собирались экспонаты. Вначале они находились в одной из классных комнат восьмилетней школы, которая работала с посетителями с 1966 года, и уже потом было принято решение о строительстве специального здания для музея.

ЦИФРЫ
  • Площадь – 6 114,9 км2
  • Расстояние до Красноярска – 563 км
  • Количество населенных пунктов в районе – 37
  • Районный центр – село Идринское
  • Численность населения – 11 183 человек
ФАКТЫ
  • Первых поселенцев на этих землях в XVIII веке поддержало царское правительство. Из Красноярска в Идру отправили несколько невест, которые должны были по обоюдному согласию вступить в брак с казаками.
  • К концу XVIII века идринцы занимались не только земледелием, скотоводством и промыслами, но и развивали «ямщицкую гоньбу», то есть стали сами перевозить производимые товары.
  • В это же время село Идра прославилось своей народной библиотекой, про которую написала петербургская газета. Для небольшой сельской местности здесь было рекордное количество читателей.
  • Интересный факт, что в развитии земледелия Идринской волости свою роль сыграл Минусинский краеведческий музей, который распространил среди крестьян различные сорта пшеницы, ржи, овса, льна, свеклы, табака, овощей и арбузов.
  • Массовое создание колхозов началось здесь в 1929 г. К середине 1930-х в районе действовали три машинно-тракторные станции (МТС), работал пенькозавод. А к началу 1980-х гг. было 11 колхозов, шесть совхозов и агрофирма «Березовская».
  • В годы Великой Отечественной войны из Идринского района на фронт ушли 5 309 человек, погибли и умерли от ран 2 581. Бывший тракторист совхоза «Идринского» гвардии старшина Л. Г. Храпов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
  • В послевоенные годы район стал крупнейшим производителем молока и мяса в крае. Пик развития территории пришелся на 1970–1980-е: росли и благоустраивались села, появлялись целые улицы новых жилых домов, школы, больницы, детские сады, ДК. Строились автодороги, в полную силу заработал местный аэропорт.
  • В 1990-е гг. выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции резко снизился. Банкротились, закрывались предприятия. В 2000-х потребовалось немало усилий, чтобы сохранить АПК, возродить животноводство и птицеводство.

№ 54 / 1134

Комментарии:

Данилкин Андрей

06 Авг '2019 08:00
Б-хабык, как помнится мне первое поселение на территории Идринского района, которое основали бежавшие с Дона казаки, участники востания Булавина. Шли они до места более 10 лет. Шли с оружием в руках, иногда останавливаясь чтобы посеять зерновые, убрать их и идти дальше. при этом частые стычки с кочевниками. По расказам бабы Ульяны Тропиной, когда пришли на место, то в месте впадения р.Хабык в р.Сыду жили кайбалы. И многие из пришедших брали из этого селения, и думаю даже силой женщин себе в жены. Почему? Да потому, что за время этого похода с Дона до места обетованного много женщин потеряли. Почему хакасами не стали? Да потому что кайбалы были европоидами, серые глаза, русые волосы. Оно как получается, принявшие ислам стали татарами, принявшие христианство стали русскими. Об этом, как помнится мне, писал сибирский писатель Чмыхало в своем романе "Дикая кровь".

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео