Игра без слов помогает раскрыть способности особых детей

Ричард Хэйхоу: «Я вижу, как человек пробуждается»

Игра без слов помогает раскрыть способности особых детей Ричард Хэйхоу: «Я вижу, как человек пробуждается»

– А можно еще один стул в круг поставить? – мама держит за руку пятилетнего мальчишку. – Мы тоже в круг хотим, как вчера.

«Да-да, можно конечно!» – откуда-то из-за ширмы появляется еще один стул. Довольный бутуз садится в круг, видно, что он ждет начала с большим нетерпением. В зале «Спортэкса» не протолкнуться – на последний мастер-класс Ричарда Хэйхоу пришло около 200 человек. Организаторы знали: люди будут, но что новые принципы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, будут так востребованы, никто даже предположить не мог.

Другой театр

игра_без_слов_2.jpg– Это не представление, не клоунада. Это особая методика работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, – поясняет ведущий родителям и специалистам, которые пришли впервые.

«Дети, имеющие проблемы в обучении» – формулировка, используемая в Англии для обозначения всех детей, у которых есть проблемы со здоровьем. Ричард Хэйхоу как раз оттуда. Директор театра со сложным и смешным названием Shysters. Автор методики mimetics – она предполагает работу с детьми без слов, физический театр, где нужно играть всем телом. Ричард 25 лет занимается с детьми и взрослыми.

В зале начинает звучать музыка, и все сидящие в кругу хлопают в ладоши. Получается слаженно – в такт. Дело в том, что прошлое занятие начиналось таким же образом (а семинары Ричарда в Красноярске идут несколько дней – и всегда с аншлагом). Для детей, у которых есть проблемы с обучением, очень важно начинать всегда одинаково. В круге около 30 человек – родители с детьми. Но хлопают в такт все – логопеды, дефектологи, простые школьные учителя, сидящие за их спинами в зале. Они приготовили блокноты – после каждого такого семинара у них очень много материала, который внедряется в ежедневную практику.

В один момент в руках у Ричарда оказывается шарф. Простой шарф. Он подходит к каждому ребенку и змеей запускает его в руки. Нужно поймать кончик шарфа – и тогда Ричард вытащит сидящего в центр круга и будет с ним танцевать. Родители следят за происходящим с замиранием сердца: для многих детей делать что-то на публике, даже просто смотреть в глаза другому человеку, прикасаться к нему – это настоящий прорыв. Именно этого ждет мастер.

– Да он никогда бы раньше на публику не вышел, – белокурая Лариса Мельникова, мама 13-летнего Ильи, наблюдает за игрой издали. Илья приходит на занятия к Ричарду уже третий год – в третий раз в Красноярск этого специалиста привозит Международный институт аутизма. – В самый первый раз он почти ничего не понял. А потом случилось чудо – он начал повторять то, что мы делали на семинаре. Сказал мне как-то: в школу не хочу, хочу к Ричарду. Он его каждый год ждет, очень любит. Да и сам Ричард – чудо: мы не подозревали, что такие люди на нашей планете есть. Инопланетяне просто! С нами ведь никто не хотел заниматься…

Сейчас Илья год занимается в инклюзивной театральной студии фонда «Право на счастье». В спектаклях у него есть свои роли.

Англичанин невозможно обаятелен. Вот и Елена Черенева, директор Международного института аутизма, вспоминает, что увидела впервые, как он работает, и решила привезти его в Красноярск. За это ей благодарны родители, у которых появилась возможность привести своих детей на занятия к специалисту мирового уровня, и общественные организации, занимающиеся инклюзией, – «Право на счастье», «Открытые сердца», КРООСТАДОРС «Играя Действовать». Только совместная работа всех этих общественников позволила провести семинары в Красноярске на высоком уровне. Один Международный институт аутизма не вытянул бы. Сейчас его специалисты активно ищут поддержку, чтобы продолжать проводить подобные проекты в Красноярске.

«Еще!»

Ричард Хэйхоу сначала работал в обычном любительском театре и, как он сам шутит, не особенно в этом преуспел. Потом у него появилась необычная группа – в ней были 17–18-летние ребята с ограниченными возможностями здоровья. Не могли говорить, поэтому обычный театр – со сценарием и словами – был невозможен. Однажды режиссер принес на занятия маски. И дело пошло. Фокус внимания переместился на тело.

Тем временем музыка меняется – и в руках Ричарда появляется простая черная шляпа. (Весь реквизит, который необходим для этой сложной методики, помещается в одну спортивную сумку: шляпа, шарфы, мягкие кубики, мешочки с фасолью…)

Сейчас задача участника – повторить ту эмоцию, которую блестяще изображает Ричард. Умение распознавать и выражать эмоции – один из важнейших навыков для людей с расстройствами аутистического спектра: то, что обычно получается само собой, в этом случае нужно тренировать. И не в простой жизни, для этого хорошо подходит такая игра. Еще одна проблема – обучить ребенка азам социального взаимодействия: дети с трудностями в обучении совсем не умеют лукавить, обманывать. Родители говорят: на одном из семинаров Ричард показывал игру со стульями: для того чтобы победить в ней, нужно было немного хитрить. И после этого действа дети понимали: не всегда можно и нужно быть прямолинейными.

Не все ребята сразу и с удовольствием включаются в игру. Дети разные, кому-то взаимодействовать сложнее, кому-то легче. Один из мальчишек сидит на полу – на первый взгляд кажется, у него не получается ничего. Чуть поодаль сидят мама и папа, видно, как они напряжены – каждые три минуты подрываются, чтобы увести своего сына из круга: боятся, что он кому-то может помешать. Ассистент или сам Ричард мягко возвращают их назад: все в порядке, все так и должно быть. В один момент у мальчишки получается игра со шляпой: он снимает и бросает ее на пол. Ричард повторяет это движение. Так они играют вместе некоторое время.

Тем временем мастер переходит к последнему упражнению – марионетки: в нем ребенок должен позволить другому человеку создать из него живую статую. Вот эта рука – сюда, нога – вот так. Дети улыбаются, видно, что такое взаимодействие, прикосновение им приносит радость – жаль, что семинар заканчивается.

Когда интерактивная часть для детей подходит к концу, зал опять наполняется – на этот раз взрослыми.

– А как эти занятия помогают развить речь? – кто-то задает волнующий многих вопрос из зала.

– Вы понимаете, я ведь не логопед, – начинает объяснять Ричард. А потом вспоминает, как год назад работал с 7-летним мальчиком, который не говорил. Игра была очень простой – нужно положить на голову несколько разноцветных мешочков с фасолью, а потом – бух! – сбросить их. Она нравится детям. И после того как мешочки в очередной раз упали на пол, Ричард услышал отчетливое «Еще!». А потом – «еще», «еще» и «еще». Первое слово неговорящего ребенка. Педагоги мальчика, которые были рядом, плакали – они несколько недель пытались научить этому слову, и ничего не получалось. А в игре оно возникло как бы само собой. И это главный принцип методики – развивать в игре необходимые навыки через то, что ребенку на самом деле нравится.

Разделить чудо

Ричард Хэйхоу проработал со своей первой труппой 14 лет. Сейчас его методика с успехом используется и для детей, и для взрослых. Недавно один из его учеников, 25-летний молодой человек, получил предложение частично сыграть в спектакле по Шекспиру. В настоящем большом театре.

– Эти дети, может быть, никогда в жизни не выйдут на сцену и не будут играть в театре, – Ричард обводит глазами зал, по которому разбежались участники его семинара. – Не это главное. Для них важно другое. Знаете, когда мальчик Боря понял игру со шляпами, мы раскачивались вместе. Вы не видели его лица – оно было очень счастливым. У него получилось. Мы разделили этот момент. И это на самом деле было чудом. И мне в том, что я делаю, больше всего нравится именно это – видеть, как человек пробуждается. Видеть, как он становится другим.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Апрель 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
22 декабря 2025
Лицом к человеку
Федеральный проект «Государство для людей» сегодня по праву считается одной из ключевых федеральных инициатив, направленных на повышение качества взаимодействия государства
Без рубрики
22 декабря 2025
Меры соцподдержки для ветеранов труда
«Мой супруг – ветеран труда, в стоматологии ему провели бесплатное зубопротезирование. Я, в свою очередь, ветеран труда края, но мне
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности