Сумасшедший Фрэнки, мистер Фримен, доктор Купитман из «Интернов» – это все он, Вадим ДЕМЧОГ. В Красноярске актер и писатель недавно представил новую книгу «Играющий в пустоте. Великая печать». Свое недолгое присутствие в нашем городе он тоже сумел превратить в шоу. Узнал, что здесь проходит пикет медиков. Отправился поддержать «коллег» и мгновенно оказался в центре внимания.
На встрече с читателями в одном из крупных книжных центров актер оставил в стороне роли Фрэнки и мистера Фримена. Не походил ни на трикстера (шутник, проказник, провокатор. – Прим. ред.), в маске которого его привыкли видеть те, кто знаком с творчеством Демчога в Сети, ни на кучерявого венеролога, который не может прожить и дня, не смакуя коньячок, – этот персонаж полюбили телезрители. Возможно, красноярцам повезло, и они увидели настоящего Вадима Демчога – сильного, умиротворенного. Дающего другим возможность наполниться его силой. Автограф-сессия (она прошла после презентации книги) больше походила на встречу старых друзей. Вадим каждому старался подписать открытку «со смыслом». Все обнимали писателя: наверное, настолько его голос, который заставляет задумываться о самых невероятных вещах, стал для многих родным.
– Вы принимали участие во многих актуальных проектах. Нет обиды, что настоящая популярность пришла только после «мыльной оперы»?
– Ваню (Ивана Охлобыстина, в сериале «Интерны» исполняет роль доктора Быкова. – Прим. ред.) недавно пригласили судить «Кинотавр». Иван уже много лет играет в кино, причем всегда – в выдающихся постановках. Но широкая известность к нему пришла тоже после «Интернов» да чуть ли не после рекламы магазинов сотовой связи. Так вот, Ваня говорил: «Вообразите, люди, которые устраивали подобные фестивали, не представляли, что я что-то понимаю в кинематографе. Но стоило мне засветиться в популярном сериале, отношение тут же изменилось. Пригласили в жюри престижного фестиваля…»
В актерской судьбе есть определенные странности. И моя жизнь не исключение. Я очень благодарен «Интернам», что они подняли мою «лодку» из андеграундных слоев. Я всегда был любимчиком, начиная с самых ранних работ. И популярность в определенных кругах была огромной. Но мозг у меня был «заточен» под «сердечные» проекты, удовлетворяющие мою интеллектуальную страсть познавать мир. Поэтому я реализовал себя в работе, которая не слишком интересна массовой аудитории.
Потом произошла другая история. Меня втянули в комедийный сериал. И благодаря «Интернам» люди стали интересоваться Вадимом Демчогом. Многие узнали с удивлением, что я не только доктор Купитман. Оказалось, что еще и мистер Фримен. И сумасшедший Фрэнки, который много лет «взрывал» эфир радиостанции для интеллектуалов. Да еще и книгу написал!
– Получается, «мыло» стало рекламой актуальных проектов для продвинутой аудитории?
– Скорее «Интерны» стали локомотивом, который потянул за собой вагоны всех других моих работ. В жизни любого артиста есть мгновение, когда… бам (изображает руками взрыв)!
Я абсолютно уверен, если ты вкладываешь много страсти и любви в свое дело, условия сходятся. И пазл собирается. И любимый человек вдруг взмахивает ресницами. И ракета запускается.
Этот момент – когда после «большого взрыва» «мозаика» сложилась – был и в моей жизни. И в какой-то степени благодаря сериалу. Поэтому мне ни капельки не стыдно за участие в «Интернах». Тем более что другие мои проекты становятся очень «наваристыми» и мощными. «Фрэнки-шоу» гремит в Интернете. И я не знаю, кто на самом деле популярнее: этот провокатор, который каждый день надевает на себя новую маску, или доктор Купитман.
У меня года два назад было опасение, что я стану артистом одной роли – комичного венеролога. Сейчас я этого не боюсь. Я иду по Красноярску, меня дергают за рукав и говорят: «Спасибо вам за Фрэнки!» Понимаете, благодарят не за Купитмана. И меня это очень радует.
– Не хочется вернуться к проектам, которые уже стали легендой, – например, к «Фрэнки-шоу»?
– Сумасшедший Фрэнки умер. Он много лет в стенах дома для умалишенных примерял на себя то одну роль, то другую. Говорил голосом Наполеона, Лао-цзы, Достоевского и Мерилин Монро. Но персонаж отжил свое. И он умер, причем произошло это в прямом эфире.
Обстоятельства так сложились, что проект необходимо было закрыть. Но «Фрэнки-шоу» до сих пор гремит и за границей, и в России. Можно сказать, что теперь Фрэнки живет в Интернете. Там он очень популярен – люди скачивают аудиофайлы с записями передачи тысячами.
– А над чем вы сейчас работаете?
– Очень много всего происходит.Недавно на канале «Культура» успешно прошло «Величайшее шоу на Земле», на котором мы ни копейки не заработали. Но это «сердечный» проект – своего рода продолжение «Фрэнки-шоу».
Сейчас я живу театральным проектом «Арлекиниада» (он тоже необычный, интеллектуальный). Я собираюсь вложить в него очень много сил и создать грандиозное шоу с молодыми ребятами. У меня очень пафосная амбиция – выращивать из них инструкторов. Мастеров, которые могли бы также заниматься духовными практиками и медитациями (для меня самого очень интересна эта сфера), организовывать некие очаги информации. Для меня это сейчас самый «сердечный» проект.
Я снимался в очень интересном сериале «Пимен». Недавно был подписан контракт съемки в 100 новых выпусках «Интернов», которые становятся все популярнее.
– Как ваша семья относится к такой занятости?
– Вероника (жена Вадима Демчога, актриса. – Прим. ред.) очень страдает. И не скрывает этого. Есть интервью, где она откровенно говорит: «Упаси бог связывать жизнь вот с таким человеком». А что я могу поделать? Я иду туда, где меня любят, а она идет за мной. Ей, конечно, хочется, чтобы я был дома и всю любовь проявлял в ее присутствии. Но этого мало.
– Она принимает участие в ваших проектах?
– Да, и Вероника, и Вилька (сын Демчога, Вильям. – Прим. ред.)работали вместе со мной и в театральной «Арлекиниаде», и в телешоу на канале «Культура» – «Величайшем шоу на Земле».
– Вы очень долго были голосом еще одного парадоксального и неоднозначного героя – мультипликационного мистера Фримена. Были у него мысли, с которыми вы согласны?
– Меня во Фримене очень много. Это интернет-персонаж, который должен апеллировать к определенному окружению. Он «вырос» в определенной среде, там, где все друг друга «плюсуют», добавляют в друзья и ставят «лайки». Но личность мистера Фримена создавало множество людей. Я не могу сказать, сколько меня в нем, потому что это – напряженная работа целой команды. Порой нам приходилось ожесточенно спорить, создавая определенный миф.
Самое главное в этом персонаже – основное послание изначально построено так, что его произносит не Фримен. Серия начинается с камня, брошенного в реку. Или, представьте, кто-то плюнул в центр лужи, и пошли круги. А дальше начинается театр. Да, он серьезно отличается от обычных постановок, потому что зарождается в обсуждениях, в троллинге (вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения. – Прим. ред.), во всей этой грязи, которой так много в Интернете. А Фримен в это время просто держит зеркало и показывает, кто чего стоит. Почитайте о феномене трикстера. Кто он такой? Провокатор, который возбуждает окружающих и исчезает. А люди потом «мочат» друг друга. И непонятно, чего он больше приносит – зла или добра. Это персонаж очень неоднозначный. Например, Фрэнки говорил голосом трикстера: «Что хуже – война или деградация народного духа?»
– От вас есть какое-то послание новому поколению?
– Так говорил когда-то сумасшедший Фрэнки в одном из своих шоу. И я повторю: держите мозг в чистоте. Подмывайте его время от времени. Не позволяйте ему загрязняться.
– Расскажите, о чем ваша книга?
– «Играющий в пустоте» – о том, как вырастать в мастера, способного воодушевлять других. Создавать силовые поля, которые засасывают в воронку окружающих. И, таким образом, наделять людей силой переписывать свои сценарии.
Можно плыть по течению. Все зависит от того, с каким «сюжетом» мы смиряемся. Мы можем выбирать игры, которые воодушевляют наш дух. Но из-за каких-то обстоятельств или малодушия иногда отказываемся от больших целей. Но это наш выбор. Нет никого, кто эти условия за нас формирует.
– Что для вас можно, но не нужно делать?
– Многое.
На самом деле мир соткан из массы вещей, которые придают ему очарование. И я сейчас скажу вещь, о которой в последнее время действительно думаю очень часто. Когда я утром просыпаюсь, ко мне приходит кот. И намекает: он голоден. У меня лысый кот, сфинкс канадский. То есть на нем ни одного волоска. Только на носу шерстка беленькая. Поэтому зовут его Адам Моисей Кокс. Температура тела – чуть выше, чем у человека. И вот по утрам он ко мне прижимается и будит своим теплым мурлыканием: «Папа, меня пора кормить». Я думаю, что во всех своих интеллектуальных изысканиях – а занимаюсь я этим уже много лет – я не найду ничего, кроме вот этого урчания. Потому что в этом вся соль и радость жизни.
Многие из тех, кто делал очень сложные, значимые вещи, рано или поздно уходят в простую жизнь, «к земле». Например, именно так происходит со многими настоящими мастерами. Великий режиссер Висконти к концу жизни уехал на собственный остров. И там он жил один с единственным слугой. Не давал никому интервью, вообще никак не контактировал с так называемым большим миром. Видимо, все, что ему было положено, отработал. Понимаете, есть какие-то вещи, которые за пределами всей этой интеллектуальной мельтешни. Именно они – простые и настоящие – и составляют истинный смысл существования.
– Все-таки вернемся к тому, что «можно, но не нужно»…
– Да, я несколько отвлекся от вопроса… Представьте: запустился сериал «Интерны» с моим участием. Появились деньги, причем хорошие. А ведь мы с семьей всегда жили очень скромно до этого момента: в комнате в коммунальной квартире. И вот после работы в популярном сериале у нас появилась возможность снять нормальное жилье. Мы взяли в аренду огромную трехкомнатную квартиру, очень дорогую. И просто решили – уж жить так жить.
Этот момент был для меня знаковым. Тогда умер Рома Трахтенберг, Володя Турчинский – мои одногодки. Какой-то слом произошел, особенно из-за Трахтенберга – я его знал, еще по работе в Питере. И я понял – надо жить сейчас, а не когда-то потом. Не копить, не откладывать все желания на будущее. Мы сняли дорогую квартиру, стали тратить деньги, путешествовать. Но потом прошло два года, и мы начинаем понимать: все эти роскошества не нужны. Мы переехали в другую квартиру, поменьше. И увидели, что Вильке гораздо уютнее в маленькой комнатке, где у него все рядом. А у него был роскошный такой зал с тренажерами, где он просто терялся. И приходил ночевать к нам в спальню, чтобы не мерзнуть от одиночества.
…На Рублевке можно снять особняки в аренду на три дня. Пригласить туда группу и под руководством учителя заняться духовными практиками. Я недавно побывал на таком курсе – его устраивали мои хорошие знакомые. И вот поздно вечером мы вышли с друзьями погулять. Идем по улочке, недалеко от Рублевского шоссе, где живет вся элита страны. И видим: этот дом пустой, этот – пустой. Очень много домов, где никто не живет. А это все замки огромные, с башенками. Понимаете, что получилось? Люди понастроили дворцов, в которых невозможно жить. Реализовали какую-то детскую фантазию. А жить там никто не живет. Они уезжают в другие места – более теплые, причем я говорю сейчас не только о климате.
Сейчас многие из популярных актрис очень хорошо живут. И одна сказала такую сакраментальную фразу: «А мне больше всего хочется приехать к маме и завернуться в плед».
Досье:
Вадим Демчог родился в Нарве. С четырех лет играл в кукольном театре местного Дворца пионеров.
С 1987 года экспериментирует в разных театральных командах, много путешествует, участвует в различных международных фестивалях. С 2001 года активно преподает.
Служил в Небольшом драматическом театре Санкт-Петербурга и в Московском ТЮЗе.
С 1992 года работал на радио, сначала на «Европе +» в Петербурге, с 2003 года на радио «Серебряный дождь».
Снимается в сериале «Интерны».
В 2010 году закончил работу над проектом «Величайшее шоу на Земле» по заказу канала «Культура».
Актер и режиссер театра «Территория игры». Известно, что монологи мультипликационного мистера Фримена озвучивает Вадим Демчог. Еженедельную мистификацию «Фрэнки-шоу», выходившую на радио «Серебряный дождь», вел именно Вадим Демчог. В 2011 году открылся сайт под названием Оттуда.ру.
Женат на актрисе Веронике Демчог, сын Вильям.