Дом Якимцовых в деревне Таяты видно издалека – он сам немного похож на фантазийную деревянную игрушку. Кажется, что под этой крышей обитают сказочные существа, хотя бы гномы. Но нет – здесь живет семья с шестью детьми. Они делают игрушки, которые оценили и отечественные папы и мамы, и зарубежные родители.
Гномьи домики
Из окна гостиной видны огороды, дома ближайших соседей, лес. Прямо на стекле скотчем крест-накрест приклеен сотовый телефон. Это единственная точка, в которой на аппарат приходят СМС. Связи в Таятах нет, Интернета тоже. Но, несмотря на это, Якимцовы умудряются торговать деревянными игрушками через Интернет – и кормить на эти деньги семью из восьми человек.
Ирина и Сергей не местные: он – из Калининграда, она – из Питера, но познакомились здесь, в Сибири, еще в середине 90-х. Ирина – педагог, Сергей – художник-оформитель. Первые игрушки он начал делать, когда появились дети.
– Тогда мы о какой-то особой красоте не думали, – вспоминает он. – Главное, чтобы все было просто. И если сломаешь – не жалко.
Сейчас в коробках – сотни самых разных деревянных мозаик, петушков, рыбок, заек. Яркие, с буквами и цифрами, они приятны на ощупь, сделаны из березы и расписаны экологически чистыми красками – можно грызть, а можно играть. Сознательно все сделано так, чтобы ребенок развивался гармонично, «сообразно природе», как говорят мастера: игрушки – полностью ручная работа, ведь только так можно создать плавные изгибы, ведь и в природе нет острых углов.
Среди яркого многообразия сразу выделяются необычные мозаики – домики, в которых прямо-таки горят окна. Это авторская разработка Сергея – стиль «гном-модерн». Материал – береза, вставки – натуральный янтарь. Домики сделаны так, что, если взять за крышу, не рассыплется, каждая деталька причудливо соединяется с другой. Есть дом принцессы гномов, жилище для маленького и большого гномика, дом со вьюном… С ними не просто хочется играть – даже взрослого тянет придумать сказку о том, какие гномы здесь живут. Так с младенчества в детях развивается самое ценное, потерянное в наше время гаджетов, – фантазия.
Вечные ценности
Мастерская – крохотный сарайчик рядом с основным домом, первое жилище семьи: когда они приехали в Таяты, на месте их усадьбы было «чисто поле». Сейчас есть все. Дети учатся, младшие ходят в садик. Родители стремятся дать разностороннее образование: в расписании есть и скрипка, и живопись. В деревне свой скрипичный класс, в Каратузах – полноценная музыкальная школа, живописи ребята учатся у знакомого художника. Ни Ирина, ни Сергей не жалеют, что создали семью в такой глуши, – говорят, в городе ни родить, ни прокормить, ни дать образование шестерым детям они бы не смогли. Теперь их задача – показать, что в Сибири к детям и детству относятся очень трепетно, что здесь не «замшелая провинция».
– То, что в самом раннем детстве закладывается, влияет на всю жизнь, – уверен художник. – Глупо думать, что когда-то ребенок повзрослеет и автоматически станет образованным. Мы должны его научить: нужные файлы загрузить в программу лет до семи. В этом возрасте важны истинные ценности – не пластмасса, а дерево и янтарь.
Игрушки Якимцовых любят по всему миру: во время нашего приезда они паковали посылочку для Белоруссии, недавно отправили наборы в Канаду и Францию, доделывали 20 пар копытец для питерского детского сада. Копытцо – детская перкуссионная игрушка-инструмент, ведь Сергей делает не только мозаики. Мебель, корнепластика, художественная резьба, даже дорожный знак на въезде в деревню – домик с башенками и названием – сделал он. Ремесло кормит семью – и хоть машины пока нет, зато есть ослик, шутит Ирина. К богатству они как-то не очень стремятся. Сергей говорит, что вырвался из того круга, когда работаешь только ради того, чтобы купить что-то лучшее вместо хорошего.
– Жизнь слишком коротка, чтобы ради такого тратить ее, – улыбается он. – Надо воспитать ребенка, вырастить дерево – вот яблони у нас осенью урожай дали хороший. И творить пространство вокруг себя. Человека от скотины и отличает то, что он творит и вдохновляется.