На красноярской фабрике игрушек «Бирюсинка» сейчас горячая пора. Ведь основная специализация предприятия – стеклянная елочная игрушка ручной работы. Наша фабрика – единственное предприятие за Уралом, где такую производят. Спрос на нее не падает круглый год, а в эти дни он просто зашкаливает – оптовики в очередь выстраиваются за продукцией.
Руководство «Бирюсинки» нашло время, чтобы провести для наших корреспондентов небольшую экскурсию по предприятию.
– Фабрика ведет свою историю с 20-х годов прошлого века, когда в Красноярске была образована промартель «Галантерейщик». В годы войны здесь шили армейскую форму и платки, тачали сапоги, – рассказывает заместитель директора фабрики Артем Денисович. – После войны, в 50–60-е годы, начали делать игрушки – резиновые, деревянные, гипсовые. А цех стеклянной елочной игрушки открылся в 1959-м. Он тогда был единственным в стране, поэтому нашу продукцию можно встретить сегодня в семейных коллекциях по всему бывшему СССР.
Да, я помню елочных космонавтов и ракеты! И початки кукурузы, символ хрущевских времен. В этих игрушках – дыхание эпохи, история страны. Оказывается, их делали в Красноярске.
В советское время в объединении «Сибирская игрушка» (так фабрика называлась с 1966 про 1989 год) было уже три филиала – два в Красноярске и один в Ачинске, в которых насчитывалось более двух тысяч сотрудников.
Сегодня на «Бирюсинке» работают всего сто человек, здесь три цеха – стеклянной елочной, мягкой и резиновой игрушки. Сейчас, правда, используется не резина, а более современный материал – ПВХ.
Первое и самое большое удивление, когда переступаешь порог предприятия: здесь все (абсолютно все!) стеклянные игрушки выдуваются и расписываются вручную. Нет ни штампов, ни трафаретов, ни тем более механизированных линий по раскраске или компрессоров для подачи воздуха в форму. Только кисти, руки художника и живое дыхание мастера-стеклодува.
Казалось бы, что тут сложного: взять стеклянную трубку (заготовку), нагреть ее до мягкости на керосиновой горелке и подуть внутрь, чтобы получился шар. Но это только кажется простой задачей. Здесь нужно и понимание физики процесса, и тонкое чувство материала, и интуиция, и, конечно, опыт. С какой силой подуть, как именно нагреть и как подогреть, и еще масса всяких нюансов. Стать стеклодувами пытаются многие. Но остаются на этой работе единицы, дается она не всем.
После стеклодувного цеха прозрачные шары отправляются на металлизацию, где их покрывают тонким слоем алюминия в вакуумных камерах, потом на общую покраску и на роспись.
Коллектив на фабрике преимущественно женский. Работа по созданию таких игрушек требует колоссального терпения, внимательности, здесь нужны тонкая моторика и чисто женские нежность и доброта, чтоб игрушки получались добрыми и приветливыми.
Их уникальность не только в том, что все они сделаны исключительно вручную и мастерицы в каждое изделие вкладывают душу. Но еще и в том, что двух одинаковых шаров не может быть в принципе, даже если их расписал один художник и по одному сюжету. Каждый неповторим: там завиточек чуть другой, там тон, там присыпка, там лепестки у цветка…
Идеи новых коллекций и сюжетов появляются по-разному. Иногда их один художник придумывает, а руководство фабрики утверждает, а иногда это коллективное творчество, когда сюжет рождается в результате мозгового штурма. Главное, что здесь никому из сотрудников не возбраняется предложить свою идею. И если она понравится, ее запустят в производство.
Так, в этом году художник Татьяна Пришедько предложила выпускать шары в виде физиономий, на которые надеты медицинские маски! Как главный символ 2020 года. И хотя сама пандемия – событие грустное, физиономии получились веселыми и смешными. А художники «Бирюсинки» отвели душу, раскрашивая их каждая на свой манер: здесь масочки и в крапинку, и в цветочек, и сами шары разных оттенков. Спрос на них огромный, в магазинчике, что при фабрике, они не продаются, их тут же скупают оптовики со всей страны. Пройдет лет 30, и коллекционеры будут за такими гоняться.
Ежегодно фабрика «Бирюсинка» выпускает более 250 видов стеклянных елочных игрушек общим тиражом около 400 тысяч.
Они такая же достопримечательность России, как палех, гжель и хохлома.
Фоторепортаж с фабрики «Бирюсинка»
Фото Олега КУЗЬМИНА