В подмосковной Балашихе активисты общественной организации вычислили преподавателя местной гимназии, который катался вместе со своими учениками на электричках, цепляясь за выступающие части, и обучал подростков этому «мастерству». Еще и выкладывал видео таких поездок в Интернет. Наверное, от большого ума.
Это идиотское, а иногда и смертельное увлечение называется зацепингом.
Сейчас транспортная полиция работает с «педагогом», пытаясь понять, зачем он это делал, сколько раз, понимал ли, какому риску подвергает детей? Тот, естественно, идет в отказ. Мол, это было давно, я уже бросил этим заниматься… Но свежий ролик в Интернете – неопровержимое свидетельство. И на нем видно, как один из подростков на ходу срывается с поезда, падает на шпалы (слава богу, не покалечился), а «тренер» мило улыбается. Что ему бояться? Согласно Кодексу об административных правонарушениях, штраф за такие развлечения смешной, всего 100 рублей. Многие «экстремалы» его выплачивают и продолжают дальше кататься на крышах поездов, причем даже в метрополитене, где вдвойне опасней. И рассказывают в Интернете своим сверстникам, как это здорово.
Есть такие деятели и в Красноярске. Недавно на «Ютубе» появился ролик, как несколько молодых людей, с виду вполне совершеннолетних, едут на крыше электрички Красноярск – Дивногорск. Смеются, дурачатся и комментируют свою выходку.
По данным Сибирского линейного управления МВД на транспорте, ежегодно на железных дорогах России погибает около ста юных экстремалов. Их убивает током, они срываются на рельсы и попадают под колеса поездов. Некоторые из тех, кому повезло выжить, на всю жизнь остаются инвалидами. Недавно в Новосибирске мальчику-зацеперу отрезало ногу. Случаев таких больше, чем вы думаете, достаточно набрать в поисковике фразу «зацепинг жертвы инвалидность». Есть кровавые картинки. И видео, как с крыши поезда снимают обугленный труп «экстремала», погибшего от удара током, – на железной дороге напряжение контактной сети от 3,5 до 25 киловольт!
Конечно, пресс-служба транспортной полиции постоянно ведет профилактическую работу с молодежью, встречается с ней в школах и вузах, объясняет, как это опасно, показывает те самые страшные картинки. Но толку мало – смертельное увлечение регулярно собирает свои жертвы.
В разговоре с коллегой из пресс-службы я высказал предположение, почему молодые люди этим занимаются: реальных трудностей им в жизни не хватает. Работали бы с утра до ночи – так, что после смены руки и ноги гудят, – учились бы в поте лица, некогда было б заниматься ерундой. Она возразила: среди зацеперов много как раз благополучных парней и девушек – учатся, работают, но вот такое у них увлечение. Хочется испытать себя, показать миру свою смелость и «крутизну».
В том-то и дело, что благополучные! Даже слишком. Все в жизни есть, адреналина только не хватает. С трудом могу представить, чтобы этой дурью занимался человек, который тяжелым трудом зарабатывает себе на кусок хлеба, думает, как выжить, как заработать на квартиру, как содержать семью… Или крестьянин. Или шахтер. А у сытых городских мажоров, которые цепляются за поезда, лазают по крышам, стенам, старым ржавым виадукам и башням, все, значит, в шоколаде. (Вышеперечисленная дурь, кстати, называется у них красивыми иностранными словами – паркур, руфинг и билдеринг.) Остренького хочется. Некоторые его и получают – кто-то на кладбище отправляется, кто-то – в инвалидную коляску. Детей жалко, а великовозрастных недоумков – нет. Они сами выбрали этот путь. Жаль их родных, которым они приносят горе и страдания.
Как с этим бороться, не знаю. Мозги мудреца дураку не пересадишь. Может, искусственно создавать им трудности? Ну там в армию отправлять принудительно, в горячие точки? Пусть повоюют и выхватят настоящего адреналина. Замечено, что среди «экстремалов» почему-то не встречается тех, кто смотрел смерти в лицо по долгу службы.
Или, наоборот, помогать им? Подсказывать, где есть заброшенные шахты, в которые можно прыгнуть. Давать револьверы, заряженные одним патроном, пусть играют в русскую рулетку? Чтобы ускорить естественный отбор.
Нет, так нельзя. Негуманно.
Значит, надо не штрафовать, а сажать. На годик-другой. Чтобы выхватили адреналину с запасом, на всю оставшуюся жизнь.
Фото: pixabay.com