Несколько лет назад по стране прокатилась волна подростковых самоубийств. Все началось со школьницы, которая спрыгнула с крыши, написав лирическое прощальное письмо и обставив свой уход в романтическом стиле.
Жуткий флешмоб
Назавтра аккаунт погибшей завалили электронными цветами и стихами про лучший мир, в котором она оказалась. В общем, девочка за сутки после смерти получила столько внимания, сколько не получала за всю свою короткую жизнь. СМИ со смаком тему растиражировали. Результат – серия «подражательных» подростковых самоубийств. Этакий жуткий флешмоб.
Вчерашние ленты новостей перевели недавнюю трагедию в красноярском микрорайоне Пашенном (подросток зарезал сверстника, заступившегося за учительницу) в состояние нового, еще более жуткого флешмоба. Вслед за трагедией на Пашенном происходит такая же трагедия с участием девочек в Дивногорске. А 19-го в Шушенском 17-летний юноша в ссоре снова убивает 15-летнего подростка. Что происходит с нашими детьми?!
Чьи дети?
Диагноз ясен: нехватка контроля и ложные ценности, которые подростки цепляют в Сети. Милитаристские игры, в которых главная доблесть – в том, чтобы как можно более ловко, кроваво и… безнаказанно выпотрошить врага острым клинком. Много ли времени надо мозгу подростка, чтобы начать переносить нравы виртуального мира, в котором он проводит большую часть времени, в реальный? Даже я, взрослый и зрелый, ловил себя на мысли, что, приученный компьютерной функцией отмены ошибочного действия, стал и в реальной жизни относиться к решениям легкомысленнее – именно из-за ощущения, что у меня еще «много жизней», что ошибку можно «отменить».
Но это – вещь всем вроде бы понятная. Непонятно другое: что с этим делать?
Силовики выделили каждой школе по полицейскому. Минобр предписал классным руководителям… мониторить аккаунты детей в соцсетях. У меня вопрос. Во-первых, чем помогут школьные полисмены – у нас что, на уроках прямо школьников режут? Или полицейские должны профилактикой заняться? А к чему тогда социальные педагоги, психологи и прочие не слишком эффективные, судя по тренду, категории специалистов?
Во-вторых, неужели кто-то в самом деле считает, что учителя способны отмониторить соцсети? Знаете, сколько аккаунтов у моей дочери? Три. И только один, «парадный», – под ее реальным именем. Основная сетевая жизнь у нее – под другими именами. И не понимай я, как это отследить, у меня не было бы над ее сетью ровным счетом никакого контроля. Неужели кто-то наивно полагает, что учителя сумеют через это продраться? Неужели кто-то думает, что сокровенные вещи пишутся на «стене»? Про мессенджеры вы что-нибудь слышали? Про чаты? Подростки – там, а вовсе не сидят на своей официальной страничке и не ждут гостей.
И, наконец, в-третьих: при чем тут вообще школа? При чем тут государство? Нет, разумеется, агентству молодежной политики есть о чем подумать. И министерству образования есть, и силовикам. Но где во всей этой истории родители?! Это чьи вообще дети-то?
Старые грабли
Мы в очередной раз наступаем на одни и те же грабли, которые своими руками разложили по округе. На заре 90-х мы потребовали «свободы». Свободы от собственного государства. И во многом мы ее обрели. И сильно раздражаемся, если государство пытается над чем-то надзирать, что-то контролировать или даже просто мониторить. Это мы с вами, а не кто-то, требуем от государства поменьше к нам приставать. Это мы с вами выталкиваем государство из нашей жизни – и ладно вроде бы. Но одновременно за все свои беды ответственность продолжаем возлагать на государство. Механизмы – отнимаем, а ответа – требуем. Сами при этом – ни при чем. Даже если гибнут дети. Чьи-то из нас с вами, не «государственные». Так кто же виноват в том, что в очередной раз «что-то пошло не так»?
Много ли сегодня найдется детей, которым родители с большей готовностью выберут книгу, чем мультфильм на «Ютубе»? Кто в итоге складывает по кирпичикам сознание маленького ребенка в мировоззрение? Вы? Или «Винкс»? Или «Монстры на каникулах»? Я с лету назову с десяток книг и с десяток моих любимых сказочных героев детства, в образах которых заключена вся незамысловатая, в общем-то, общечеловеческая мораль. А что умеют герои наших детей? Наряжаться и воевать? Это действительно все, чему мы хотим их научить?
Это не у государства, не у детей – это у нас с вами сбились базовые настройки. Это мы легкомысленно отдаем детей на откуп неизвестно кому и – теряем их, иногда в самом трагическом смысле этого слова.
Фото: pixabay.com