Экономические санкции, введенные западными странами в отношении России, разом перекрыли поставки в Красноярский край комплектующих и запасных частей для машин, работающих в различных отраслях. Однако, как говорят в министерстве промышленности, энергетики и ЖКХ региона, у нас есть предприятия, способные заменить производителей из Европы. Красноярские инженеры могут сделать и прототип импортной детали, и разработать собственные элементы сложной техники.
Стремимся производить наше
На совещании, которое в начале апреля прошло в правительстве края, предприниматели заявили: готовы заменить 80 товарных позиций, которые получали из-за рубежа. Это продукция из полимеров, стройматериалы, мебель, бытовая химия и даже высокотехнологичное оборудование.
– Программа импортозамещения в крае стартовала восемь лет назад. Безусловно, мы стремимся производить наше, чтобы успешно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынке, – отметил министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Александр Ананьев. – Край в этом смысле представлен многими предприятиями. У нас широкий спектр возможностей и большие перспективы для дальнейшего развития этого направления. Сейчас наша задача – развивать производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Это сложные проекты с низкой рентабельностью производства, но для экономической безопасности нашей страны, снижения импортозависимости очень важно поддержать именно их. Поэтому по линии нашего Фонда развития промышленности, который мы запускаем по инициативе губернатора края, таким проектам будет отдан приоритет.
В минпроме отмечают: сейчас собирают заявки производителей на изготовление недостающих деталей и комплектующих для техники. Особенно остро эта проблема стоит перед сельхозпроизводителями: на носу посевная, а комбайны и трактора в хозяйствах сплошь импортные.
Лавина заказов
С предложением изготовить для красноярских производственников комплектующие откликнулся центр прототипирования «Сиб Инжиниринг». Изготовлением прототипов импортных деталей он занимается с 2018 года. Заказы есть всегда, но сейчас они пошли лавиной.
– Мы работаем с энергетиками, угольщиками, металлургическими производствами, машиностроительными предприятиями. Наше основное направление – литейное полного цикла, – рассказывает коммерческий директор «Сиб Инжиниринг» Даниил Кузубов. – Делаем не только прототипы, но и разрабатываем собственные изделия.
Заказы поступают не только с предприятий Сибирского федерального округа, но и с Кубани, из центральной части России. Сейчас, например, красноярцы работают над изготовлением модельной оснастки для литья рамы на импортный зерноуборочный комбайн для завода точного литья из Рязани. Деталь сложная и в моделировании, и в изготовлении.
– Необходима высокая точность моделирования, – поясняет руководитель направления прототипирования Евгений Васильев. – Чтобы задать программу станку с ЧПУ, необходима 3D-модель. Мы идем от чертежа. Но очень много элементов, узлов, которые не каждый конструктор может сделать. Даже технология литья разная: у каждого сплава своя особенность.
Технологию здесь разрабатывают самостоятельно от чертежа до непосредственно литья. Если цех прототипирования находится в Красноярске, то литейное производство – в Боготоле.
Точность прежде всего
Свойства материалов исходной детали здесь изучают совместно со специалистами СФУ – делают химический анализ. А затем полученные данные используют при проектировании.
– На деталях есть сложные моменты. Допустим, габаритные размеры мы можем измерить, а радиус не определишь ни одним инструментом, – показывает Евгений Васильев. – А 3D-сканер строит плоскости и очень точно передает размеры. С его помощью мы можем узнать, какой радиус, изгиб, завихрения у изделия. Благодаря этому мы делаем модель с точностью до 0,1 мм на метр. Ни одна линейка не выдаст такой результат!
Сканер передает изображение на компьютер, а там уже проектировщик-конструктор отрисовывает детали будущего изделия и передает на фрезерный участок для изготовления оснастки на станках с ЧПУ.
Впрочем, бывают и настолько сложные детали – со скрытыми ходами внутри, которые не увидит ни один 3D-сканер. Тогда уже проектировщики самостоятельно разрабатывают модель, как говорится, с нуля.
Евгений как раз сейчас работает над такой. Одно из российских предприятий решило запустить выпуск головки цилиндра для мотора. Внешне она выглядит просто, а внутри столько каналов!
Сначала делают негатив
Чтобы получить металлическую деталь, необходима форма для литья. Оснастку делают в соседнем цехе из дерева и песка, закрепленного специальным отвердителем. Это так называемый негатив будущей детали для зерноуборочного комбайна или лесозаготовительной техники.
– Мы делаем по образцу. Принесли деталь – мы снимаем размеры и делаем чертеж. Потом изготавливаем модель. Для меня это просто, – рассказывает работник центра прототипирования Геннадий Молодых.
Геннадий Николаевич уже на пенсии, передает опыт молодым ребятам, которые приходят сюда из вузов и колледжей. Сам 49 лет отработал на машиностроительных предприятиях – сначала на Сибтяжмаше, затем на экскаваторном заводе. На пенсию ушел с должности главного металлурга. Толк в деле знает.
Тут уже лежит сделанный его руками клапан для трубопровода и ковш для угледобывающей техники.
– Иногда приходится подумать, – признается инженер. – Но мне интересно. Посмотрите: это отлитая деталь, а это оригинальная.
Они действительно не отличаются друг от друга.
Готовая оснастка отправляется в Боготол на литейное производство. У центра прототипирования есть возможность изготовить деталь из нужного сплава. Специалисты говорят, с этим проблем в крае нет.
Красноярцы вышли на федеральный уровень
ООО «Сиб Инжиниринг» получило поддержку на федеральном уровне и вошло в список инжиниринговых центров, которые занимаются разработкой конструкторской документации комплектующих для всех российских предприятий.
Пока с заказами справляются. Но говорят, если наплыв заказчиков увеличится, будут расширять производство.