Информационная революция: мед и деготь

Как интернет меняет нашу жизнь

Информационная революция: мед и деготь Как интернет меняет нашу жизнь
Изображение David Bruyland с сайта Pixabay

Второй десяток лет в июне отмечается Международный день блогера. Этот праздник наряду с Днем геймера или Днем сисадмина – порождение информационной революции.

Феномену блогинга не исполнилось и 30 – первый блог появился в 1992 году. Не так много, но и не так мало по меркам человеческой жизни. По этим же лекалам интернет просто стар – ведь датой его рождения считается 29 октября 1969 года. Но массовым явлением интернет стал на рубеже 80-х – 90-х годов прошлого века. А начиная с середины 90-х начал оказывать все более радикальное влияние на все сферы человеческой деятельности. Прежде всего за счет практически мгновенного обмена все возрастающими объемами информации.

Мир из фрагментов

Плюсы информационной революции общеизвестны – все больше людей всех возрастов пользуются разнообразными онлайн-сервисами, облегчающими жизнь. Минусы тоже очевидны – уход в виртуальное пространство, незащищенность частной жизни и многое другое.

Но есть и глобальные вопросы, касающиеся самого развития человеческой цивилизации. Например, справится ли человеческий мозг с экспоненциально растущим количеством информации во всемирной сети? Согласно прогнозам, к 2025 году объем данных в интернете достигнет 163 зеттабайт, или 163 секстиллионов байт (секстиллион – миллион триллионов). При этом еще в 2016 году объем информации в сети не превышал 1 зеттабайта, а за 10 лет до этого – 0,16 зеттабайта.

Уже в конце 90-х годов прошлого века появились термины «информационный стресс», «информационная интоксикация». Это состояние, когда человек под напором огромного количества разнородной информации впадает в состояние растерянности, ступора, не может принять какое-либо решение.

Возможность легкого перемещения по ссылкам является не только достоинством, но и недостатком – человек, увлекшись перескакиванием с одного текста на другой, «схватывает» разрозненные фрагменты, из которых создается столь же разрозненная общая картина.

А разрывающие текст изображения, инфографики и другие изобразительные элементы еще более фрагментируют восприятие, доводя «кашу в голове» до состояния полной готовности.

Еще одно зло невероятной доступности информации – отсутствие необходимости запоминать. Ведь гораздо проще загуглить любой вопрос и тут же получить необходимый ответ. Но замена собственной памяти на внешние накопители – не что иное, как деградация. Ведь человек, у которого нет личного запаса знаний в памяти, абсолютно управляем.

Ничего нового

В общем, перспективы довольно мрачные, если бы не одно «но».

…Ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость.

Это слова Сократа из диалога Платона «Федр», написанного без малого 2 400 лет назад. И смысл их, как видим, в порицании письменности, разрушительно влияющей на память.

«Нет ничего нового под солнцем», – справедливо заметил Екклезиаст. И информационная революция не первая и не последняя. Появление речи, письменности, книгопечатания – все это были революционные события, вызывавшие самые разные отклики современников.

И если филиппики против письменности сохранились в единственном экземпляре, то о вреде книгопечатания кто только не высказался, начиная от известных философов до пресловутого Фамусова в «Горе от ума». Причем проблема формулировалась так же, как сегодня: обилие переполнивших мир книг самого разного пошиба и достоинства, информационное перенасыщение и губительные последствия для разума.

Кстати, в определенном смысле эту губительность подтверждали любители неразборчивого чтения, глотавшие книгу за книгой без видимой пользы для ума: в самой читающей стране мира таких было более чем достаточно.

Проблема интернета не в обилии информации, а в том, что подавляющая часть этой информации не структурирована: не разложена по полочкам и не оснащена удобными указателями, что где лежит.

Но в обозримом будущем этого ожидать и не приходится.

Вторая проблема – в самом пользователе. Человек, не очень хорошо понимающий, какая информация ему полезна, а какая нет, обречен блуждать по просторам всемирной сети. Это обычная проблема умения или неумения обращаться с инструментом, потому что интернет, при всей его обширности, всего лишь инструмент. Точнее, большой склад с возможностью доставки.

Это наша реальность

Есть и третья проблема, и она лежит в плоскости коммерциализации интернета. Это проблема достоверности новостийной информации.

Вспомним, как зарождалось газетное дело. Источником существования любого печатного листка являлись деньги, которые готов был заплатить обыватель, чтобы узнать свежие новости. И это определяло взаимоотношения издателя и читателя. Последние были готовы платить за достоверную информацию, но не за фейк, выражаясь современным языком.

А вот для интернет-ресурсов мнение потребителя информации важно лишь в той мере, насколько оно влияет на количество кликов и посещений. То есть на то, чем можно привлечь рекламодателя. Поэтому большинство этих ресурсов при подготовке контента обращают больше внимания на увлекательность темы, нежели на качество и достоверность материала.

Плюсом для рекламодателя и минусом для потребителя является то, что сегодня интернет-технологии позволяют отследить не только пол, возраст и местонахождение пользователя, но и перечень его интересов, сформированный на основе поисковых запросов. Почему это интересно коммерческим структурам, понятно. Они могут рекламировать свои товары и услуги не на широкую аудиторию, а на целевые группы, снижая тем самым маркетинговые издержки.

Но почему это не очень хорошо для пользователя? Да потому что алгоритмы, вычисляющие его интересы, начинают «подсовывать» человеку информационные материалы именно в соответствии с его предпочтениями. А это ограничивает возможности знакомства с иными точками зрения и расширение границ познания.

Но это проблемы, скорее, не интернета, а мира, в котором мы живем.

Как уже говорилось, все это соседствует с поистине великолепными возможностями: решить множество вопросов без бюрократических проволочек, заказать товар из любой точки мира или авиабилет в любую точку мира, пройти дистанционный курс обучения и многое другое. И вряд ли найдется хоть одна сфера человеческого бытия, где все однозначно положительно.

Сегодня на повестке дня интернет вещей – концепция, в которой вещи, а точнее, разнообразные устройства со встроенными технологиями, взаимодействуют друг с другом и окружающей средой, для того чтобы сделать нашу жизнь комфортнее. Но вряд ли реализация этой благородной идеи обойдется без более или менее большой ложки дегтя.

Но прогресс не запретишь. Остается одно: по максимуму развивать плюсы и убирать минусы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности