Интересные факты о жизни Енисейской губернии

Интересные факты о жизни Енисейской губернии

Дома утепляли мхом и глиной

В начале XIX в. самыми подходящими для местного климата были крестовые дома. Их и строили. Значительных размеров помещение делили внутри крестообразно двумя капитальными стенами. У зажиточных хозяев изба могла располагаться на подклете: с подсобными помещениями, кладовыми, кухней и др.

Нижние венцы стен обычно складывали из лиственницы и пихты, верхние – из сосны. Отделку проводили из кедра. При рубке дома в бревнах делали полукруглые пазы, а сами бревна укладывали на мох. Щели также конопатили мхом и замазывали глиной. Внутреннюю стену дома тщательно вытесывали топором, а затем рубанком.

В отличие от европейской части России в Сибири полы в доме были не земляные, а дощатые. Потолки – из тонких бревен. Крышу крыли доской.

Сельхозтехнику изготавливали сами

С 1880-х крестьяне губернии стали использовать жнейки, молотилки, сеялки. Эта техника заводского производства была дорогой: молотилка стоила 400 рублей, сеялка – 120. Тогда местные умельцы стали изготавливать по фабричным образцам более дешевые сельхозмашины. И к началу XX века Енисейская губерния лидировала в Сибири по количеству сельхозтехники. Механизация значительно сокращала расходы. Например, уборка зерна с одной десятины при использовании техники обходилась в 5,5 рубля, а при найме дополнительных работников затраты увеличивались до 9,5 рубля.

Заправка американского трактора John Deere. Совхоз «Нанжуль». 1927

У енисейских казаков не было войска

Хотя именно казаки внесли значительный вклад в покорение Приенисейской Сибири: организовали первое русское поселение (Туруханское зимовье), основали города Енисейск, Красноярск, Канск, Ачинск и другие, защищали территорию, поддерживали здесь спокойствие и правопорядок, своей войсковой организации они не имели из-за малочисленности. Лишь после Февральской революции в 1917 году енисейские казаки смогли создать собственное войско.

Командир казачьей сотни В. Яненко со своим взводом. 1889–1890 гг

Вопрос по освещению красноярских улиц решали 15 лет…

С открытием железнодорожного сообщения в Красноярске (после 1895 года) увеличилось количество преступлений из-за наплыва в город «разного люда». В неделю регистрировалось до 15 случаев краж и грабежей. В Городской думе тогда подняли вопрос об установке на улицах «электрических огней». Фирмы, к которым обращались красноярцы, предлагали неприемлемые для города условия. И такая ситуация длилась несколько лет. Наконец удалось договориться с фирмой «Сименс» о том, что компания поставит машины, оборудование, приборы, за которые город расплатится в течение 6 лет, при этом построит электростанцию. Все работы завершили лишь весной 1912 года. И в ночь на 7 апреля – на Пасху – улицы Красноярска осветили 1 662 лампочки.

Картина К. И. Матвеевой «Первая лампочка в Красноярске». Холст, масло. 1963 г.

…а по строительству водопровода – почти 30

14 сентября 1913 года в Красноярске начал работать водопровод. Впервые о необходимости его строительства заговорили в 1881 году, после масштабного пожара, который уничтожил бόльшую часть города. Но тогда бюджет напоминал тришкин кафтан, поэтому профинансировали лишь появление двух новых колодцев. Водой людей снабжали водовозы. Ведро стоило 0,25 копейки. Нередко жители вынуждены были простаивать часами, ожидая подвоза. Кроме того, многие были недовольны качеством воды, отдельные водовозы брали ее из Енисея по течению ниже купающихся и моющих лошадей.

К проектированию и строительству водопровода приступили лишь в 1910 году. За дело взялся опытный инженер Болеслав Гецен, благодаря изобретательности которого проект был осуществлен. Длина водопровода составила 12 км, насосная станция находилась на острове Посадном.

Насосная станция на острове Посадном. Начало ХХ в.

Первые пароходы встречали всем городом

Начало Енисейскому пароходству было положено в 1861 году. Тогда образовалась частная пароходная компания енисейских купцов Баландина, Кытмановых, Калашниковых, Грязновых. И первый в губернии пароход «Енисей» был построен в 1863 году. Вскоре на воду спустили пароход «Опыт». Затем появились еще на два – «Николай» и «Александр». Однако все четыре парохода курсировали в нижнем течении Енисея, проход к Красноярску преграждали Казачинские пороги, считавшиеся непроходимыми. Лишь в 1882 году купец Николай Гадалов приобрел пароходы «Москва» и «Дальман» с более мощными двигателями. Они успешно преодолели пороги и подошли к Красноярску. Тогда это стало большим событием для города. Газета «Енисейские губернские ведомости» писала, что красноярцы устремились на берег, толпа зевак растянулась почти на версту.

С этого времени началось регулярное пассажирское и грузовое сообщение между Енисейском, Красноярском и Минусинском.

Пароход «Москва» у берега Енисея. Вид на Телячий остров (ныне Молокова). 1890–1900-е. Красноярск

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных
Без рубрики
15 апреля 2024
Есть ли управа на управляющую компанию?
Приятно читать в газетах, как жители разных районов рассказывают о своих уютных дворах, скверах, придомовых территориях. Вот и я попытаюсь
Без рубрики
14 апреля 2024
Новый пункт сбора гуманитарной помощи для участников СВО открыт при Кедровом кадетском корпусе
Открытие прошло в торжественной обстановке с соблюдением воинского ритуала – парадная форма, общее построение на плацу, вынос знамени корпуса… Слева