Позади восемь месяцев холодного периода в Сибири, когда в домах жителей работает отопление. В этом году весна радовала солнцем, а из-за рекордно высоких температур теплоснабжение в домах отключили раньше, чем обычно. Как это отразилось на работе теплоэнергетиков, что это значит для горожан? В крае впервые состоялся публичный отчет руководителей Сибирской генерирующей компании (СГК). Ее руководители вышли в онлайн, чтобы рассказать о событиях и результатах отопительного сезона 2019–2020 гг. и ответить на вопросы жителей в городах Красноярск, Назарово и Канск, где находятся предприятия компании. А это около миллиона человек.
Умная оптимизация
Немаловажно, что энергетики напрямую общаются с потребителями, сообщают, что сделано, что в планах. Наступил июнь, в разгаре подготовка к осени и зиме, в городах края – «траншейный период», так как идут ремонтные работы.
Анастасия Дьякова, заместитель директора Красноярского филиала СГК по стратегическим коммуникациям, подчеркнула:
– Мы работаем для вас – это не просто девиз, а суть нашей работы. Долгое время теплоэнергетика была полузакрытой сферой. Но та большая работа, которая связана с комфортом жителей, требует открытости. И наша принципиальная позиция – быть открытыми, отвечать на все вопросы. Чтобы жители не остались вдруг без тепла, горячей воды, не сидели в неизвестности в момент устранения аварийных ситуаций. Они должны получать качественную услугу за своевременную оплату. Поэтому мы выходим в онлайн. На портале СГК можно найти всю информацию о работе в течение отопительного сезона в городах края и Сибири. Там очень полезные сведения для жителей.
Основные итоги сезона обозначил Александр Шлегель, заместитель генерального директора – директор Красноярского филиала СГК. В первую очередь на отопительный период повлияли два фактора – теплая погода и высокая вода. Сезон был короче на 10 дней. Во время подготовки к зиме компания выполнила все запланированные ремонтные работы по инвестиционной программе – ремонт основных сооружений, оборудования (более 100 единиц – котлы, турбины, генераторы, трансформаторы). Благодаря этому сезон прошел без серьезных сбоев, без нарушений в тепло- и энергоснабжении потребителей. Но выработка электроэнергии по тепловым станциям СГК оказалась ниже на 22 %, чем в прошлом. Отпуск тепла тоже снизился – на 11 %. Что привело к снижению выручки от продажи энергии. Александр Шлегель отметил:
– Мы вынуждены оптимизировать наши затраты до конца 2020 года. Пока что оптимизация не затрагивает ремонтные работы на основном оборудовании станций, инвестпроекты, мероприятия экологической программы. Мы уже выполняем работы по подготовке к новому отопительному сезону. Объем ремонта основного оборудования – на уровне прошлого года. Большая работа ведется и по тепловым сетям. Не забываем и об экологии: продвигается модернизация Красноярской ТЭЦ-1.
Снизить выбросы кардинально
Первое направление экологической программы СГК – работы по модернизации ТЭЦ-1. Закончено строительство дымовой трубы 275 м, ведутся работы по подключению котлов с демонтированных труб к новой трубе.
Далее вступает программа по строительству и монтажу электрофильтров на котлах. Сейчас уже монтируется каркас первого электрофильтра и готовятся фундаменты для следующих.
Вся программа рассчитана до 2024 года. В результате выбросы от ТЭЦ на город снизятся по твердым составляющим более чем на 80 %.
Второй важный этап – замещение малых котельных по федеральному проекту «Чистый воздух». В планах этого года – вывод из работы и перевод нагрузки потребителей от четырех неэффективных котельных, расположенных в жилом массиве. А в 2021 году нужно закрыть уже 19 котельных. Подготовка к этому ведется уже сегодня – строятся и модернизируются с увеличением диаметра трубопроводы на двух берегах Енисея.
В фокусе внимания – теплосети. Они готовятся к подключению новых потребителей как в связи со строительством жилья, так и в связи с переходом на теплоснабжение от малых котельных к ТЭЦ. Сергей Иванов, директор красноярского теплотранспортного подразделения СГК, дал удовлетворительную оценку сезону:
– В отопительный период произошло более 500 неисправностей на сетях. Были и негативные ситуации – порывы с фонтанами. Они не только напугали жителей, но и нанесли большой ущерб. Но наши оперативные дежурные бригады сработали четко, справились, не допустили ни размораживания труб, ни снижения температур в квартирах. Из-за теплой весны мы раньше приступили к ремонтным работам: реализуем программу с масштабными объемами по модернизации и строительству сетей. Более 60 объектов в работе, более 30 км сетей заменим на новые.
Объемы заявленных работ пока снижать не планируется, отмечают руководители, но сложности из-за пандемии и общемирового финансового кризиса есть. Дорожают материалы и комплектующие, есть задержки по поставкам, предприятия несут дополнительные расходы, связанные с мерами профилактики распространения инфекции.
Удобно платить
Финансовый кризис из-за пандемии коронавируса затронул и многих жителей. И в этой ситуации особенно важно не накапливать долги. Как рассказал Константин Бородин, директор теплосбытового подразделения СГК в Красноярском крае, плата за потребленный ресурс должна идти своевременно:
– Пени мы считаем, но пока к основному платежу не прибавляем. Как их взыскивать – решит суд. Пеня – неотъемлемая часть долга. Думаю, наши потребители это понимают. СГК продолжает работу по переходу на прямые договоры с потребителями ресурса. В 2019 году к нам пришли 140 тысяч лицевых счетов, плюс 80 тысяч в этом году добавилось. Это не может не радовать, ведь прямой договор – это самые честные отношения.
Также Константин Бородин отметил, что по итогам отопительного сезона идет процесс корректировки за потребление тепловой энергии:
– Если говорить сухими цифрами – 71 % потребителей получили корректировку с отрицательным значением, это порядка 355 млн рублей, которые мы вернули жителям. И 45 млн – это средства, которые жители должны доплатить компании. Но мы эти счета еще не выставляли, что связано с еще одной реформацией – переходом на оплату по фактическому потреблению.
В СГК уточнили, что оплата по фактическому потреблению стартует со следующего отопительного сезона. Это значит, что с осени 2020 года платить за тепло мы будем девять «холодных» месяцев. Последняя корректировка будет выполнена за первые восемь месяцев 2020 года, когда расчет шел по старой схеме. Минусинск уже перешел на новую систему, а Канск работает по ней уже давно. Она понятна и прозрачна, но если есть вопросы, можно всегда обратиться к энергетикам за консультацией.
Подводя итоги отопительного сезона в формате публичного отчета перед жителями, Александр Шлегель подчеркнул:
– Несмотря на сложное положение, в котором мы работаем, СГК не сокращает важные виды работ, от которых зависит безопасность и комфорт жителей края. Мы гарантируем надежность энергоснабжения. И поэтому просьба ко всем жителям и руководителям предприятий – так же тщательно относиться к оплате тепла и воды. Это влияет на нашу способность выполнить запланированные программы и получить хороший результат как по стабильности работы станций и теплосетей, так и по выполнению экологических проектов.
СГК пришлось отказаться от массового посещения жителями расчетных центров. Взамен развиваются удобные сервисы. Например, мобильное приложение СГК установили уже сотни тысяч жителей: сейчас там обслуживается 250 тысяч лицевых счетов. Также компания вводит новую площадку: Платидома24.рф. На этом сайте собраны все полезные ссылки для оплаты коммунальных услуг.
Фото предоставлены пресс-службой СГК