Оказывается, чистота воды может приносить прибыли и являться источником инвестирования. Механизм очевиден. Качество жидкости в водопроводном кране в большей степени зависит не от источника, а от инженерной инфраструктуры. И если с первым в крае более или менее все в порядке, то последняя оставляет желать лучшего. Ведь износ сетей в ряде случаев превышает 60 %. Как вы понимаете, ржавые трубы не способствуют качеству воды. Вспомним также и о массе вредных предприятий со сточными водами. Между тем вложения в экологические проекты позволят поднять на новый уровень целые отрасли и смежные производства. Вот только для масштабного воплощения инициатив необходимо создание программы на федеральном уровне.
Сейчас в федеральном правительстве готовится проект программы «Чистая вода». Предполагается, что наш регион станет пилотной территорией, где будут обкатываться основные моменты. Недавно в Законодательном собрании прошел круглый стол, посвященный актуальной проблеме. Красноярскому краю в плане чистоты воды вроде бы повезло – Енисей, несмотря на техногенное загрязнение, все еще с легкостью «переваривает» многочисленные стоки. И все-таки сказать с уверенностью: «Вода в моем кране чиста и безвредна» сможет не каждый. Чтобы изначальный продукт, который появляется на водозаборе, доходил до потребителя, то есть до нас с вами, в первозданном виде, нужен целый комплекс мер.
То, что не потрогаешь
Оценить, сколько нужно инвестиций для того, чтобы сделать воду кристальной, пока невозможно. Собственно, и такой вроде бы положительный эффект, как здоровье населения, тоже просчитать трудно. Очевидно, что для полной стабилизации нужны миллионы рублей. Речь идет и о замене водопроводных труб, и о новых системах водоотведения, очистки и водоподготовки. Кроме того, промышленники должны также обеспечить свои предприятия новейшими очистными сооружениями.
По словам вице-премьера краевого правительства Андрея Гнездилова, такой подход позволяет говорить не только о бездумном вкачивании денег в отрасль:
– Если мы подойдем к проблеме в комплексе, это позволит дать толчок для развития многих отраслей. То есть мы не только будем вкладывать в воду, но будем развивать инновационные технологии в отраслях. Механизм очевиден – очистные сооружения и системы водоподготовки требуют новых подходов. И новые решения нам может дать наука, наши предприятия. Налицо мультипликативный эффект, о котором мы все говорим. Новые разработки могут быть внедрены в отраслевом масштабе.
К слову, государственная программа будет верстаться на основе предложений регионов. Именно поэтому край должен разработать свою концепцию решения проблемы. Для этого нужно детально рассмотреть особенности каждого района и только после этого составить общую картину.
А в районах края проблем, негативно отражающихся на качестве питьевой воды, хватает. Например, в 21 муниципальном образовании даже нет разведанных запасов воды. Конечно, люди от засухи не страдают. Слава богу, рек и источников воды в крае хватает, но вот четкого понимания, сколько их и где они распложены, во многих районах нет. Фактически воды достаточно, а юридически ее вроде бы и нет.
Кроме того, необходимо установить водоохранные зоны на основных реках. По словам министра природных ресурсов и лесного комплекса Елены Вавиловой, в этом году подобные работы планируется закончить на Ангаре. А до 2020 года – на всех реках края.
В общей сложности в ближайшие годы на охрану водных источников планируется потратить чуть менее пяти миллиардов рублей. Отметим, что это исключительно региональная программа, не имеющая отношения к «Чистой воде». Основные средства – внебюджетные источники. Остальное – за счет краевого бюджета.
Большая часть очистных сооружений работает в крае на протяжении тридцати лет. Очевидно, что техника устарела не только физически, но и морально. В некоторых сельских территориях вода не проходит никакой подготовки. В подземных источниках водоочистка отсутствует. Водопроводные сети тоже далеки от идеала. По данным Красноярскстата, изношенность водопроводных сетей в 43,6 % районов составляет от 40 до 80 %.
Собственно, во многих сельских территориях и коммунальщиков как таковых нет. Точенее, спецбригад, которые бы занимались хотя бы ремонтом водопровода и его эксплуатацией. К чему все это приводит и как отражается на чистоте воды, догадаться несложно. Очевиден и «эффект» – постепенное ухудшение здоровья населения и увеличение хронических заболеваний.
И все-таки, несмотря на множество проблемных ситуаций, качество воды в крае, как ни странно, улучшается. Видимо, сказывается большая водность нашего региона. Например, в прошлом году доля проб, не соответствующих санитарно-гигиеническим показателям, уменьшилась с 29,5 до 22,9 %, а по микробиологическим – с 14 до 7,7 %.
Слово депутата
Виктор ЗУБАРЕВ
депутат Госдумы РФ
– Чистая вода – это один из приоритетов государственной политики. Ведь не зря же в одном из своих недавних докладов премьер правительства РФ Владимир Путин почти треть выступления посвятил здоровью нации. Один из главных элементов, помимо пищи и воздуха, – это как раз вода.
Кстати, когда мы говорим о качестве, мы имеем в виду не только ее недостаток. Проблема характерна, как ни странно, и для водных районов. В качестве примера можно привести Красноярский край. Количество рек на одного жителя более чем достаточно и превышает, пожалуй, общероссийские показатели. Но все-таки качество в ряде случаев оставляет желать лучшего, хотя и не является критическим. Чтобы решить эту проблему, нужен целый комплекс мер, причем нацеленных не только на отрасль ЖКХ, но и на другие сферы хозяйствования. И дело тут не только в деньгах. Для того чтобы эта задача оказалась нам по плечу, нужна федеральная программа. И не зря мы проводим этот круглый стол именно в нашем регионе. Уверен, большая часть замечаний и предложений будет услышана в Москве и найдет отражение в проекте программы. Ведь сверху видно не все, а именно опыт регионов и конкретных территорий поможет сделать «Чистую воду» эффективной и работающей программой.