Искусство или вандализм?

Кого накажут за уличные художества

Искусство или вандализм? Кого накажут за уличные художества
Фото Олега Кузьмина

Министерство юстиции РФ готовит поправки в КоАП, согласно которым за самовольное разрисовывание объектов городского пространства – зданий, оград, тротуаров и пр. – полагается штраф от 5 до 7 тысяч рублей либо обязательные работы до 60 часов.

Есть разрешение – рисуй

Пока действующее наказание за те же художества проходит по статье «Уничтожение или повреждение чужого имущества» и выглядит на порядок легче, а именно штраф 300–500 рублей. В особых случаях власти могут применить статью «Мелкое хулиганство» – там штраф побольше, но все равно не такой страшный, максимум тысяча…

Однако если поправки в КоАП будут приняты – что скорее всего и произойдет, – запрещать уличное изо как таковое никто не собирается.

Художник может творить вполне легально, если его произведение согласовано с местными властями – как по месту размещения, так и по части содержания и художественного уровня. Последнее, по всей видимости, окажется в компетенции соответствующих муниципальных инстанций, а вовсе не законодателей и тем более полиции.

Стражей порядка будет интересовать только наличие официального разрешения, и если такового не окажется, то будь там хоть шедевр из шедевров, пресекут и накажут. Вот, собственно, и вся преамбула к теме.

Остается один широкий вопрос: для чего потребовалось ужесточать наказание за незаконное граффити? Чем оно помешало жителям и «отцам» городов?

Арт-криминал

Прежде всего, стоит отметить, что здесь Россия, как и во множестве прочих случаев, идет по стопам Запада, где с уличными хулиганами-художниками борются давно и, бывает, успешно.

Инструментарий пращуров нынешних «граффитчиков» был крайне скудным – цветные мелки, кисточка и банка с краской одного цвета. Плюс дурная фантазия, поскольку приличной фантазии с таким набором не разгуляться.

Всемирным прорывом стало появление недорогих баллончиков с красками всех возможных и невозможных цветов – вот тут и понеслось…

К примеру, город Нью-Йорк оказался размалеванным до такой степени, что мэрия деловой столицы мира решилась на поистине драконовские меры. Если на станции метро – а подземка подверглась мощнейшему нашествию уличных живописцев – появлялась хоть одна закорючка на стене, станцию закрывали; если то же самое обнаруживалось на вагоне, в тупик загоняли весь состав. Не навсегда, разумеется, а до тех пор, пока художества не будут ликвидированы.

Народ и администрация, конечно, помучились от таких неудобств, но потом сами стали строже относиться к размалевщикам… И, как уверяют, Нью-Йорк понемногу начал сдавать позиции не только деловой, но и криминальной столицы США.

Зависимость одного от другого, как уверяют криминалисты, самая прямая – самовольные изображения и надписи на стенах есть признак слабого контроля власти над общим состоянием порядка, что, в свою очередь, провоцирует на совершение новых хулиганств и преступлений.

При этом за скобками остается вопрос о содержании изображений и надписей, которые могут призывать к насилию и вообще подпадать под статьи куда более суровые, нежели хулиганство.

С теми же проблемами пришлось столкнуться и властям российских городов, для чего приняты поправки к Кодексу об административных правонарушениях.

Творить не запретишь

Но запрет на нелегальные граффити сталкивается с вопросом куда более серьезным, чем обеспечение правопорядка. Заключается он в том, что тяга к творчеству в принципе неубиваема – ты ее в дверь, она в окно, и совсем запретить уличным художникам самовыражаться невозможно.

В конце концов, великие художники Сикейрос и Диего Ривера занимались тем, что может называться граффити, и формально они пребывают в той же сфере, что и дворовые пикассо с тремя буквами в головах. И те, и другие будут рваться творить…

Так возникает тема уже не столько юридическая, сколько человеческая: важен не только сам факт, что стены расписывают, но и как именно расписывают. От этого также в немалой степени зависит настроение общества.

В некоторых крупных городах решили пойти особым путем – дать уличным художникам свое разрешенное пространство. В Санкт-Петербурге, например, появились специальные конструкции для стрит-арта. Так же, судя по всему, будет и в Красноярске, где буквально сейчас проходит двухмесячный фестиваль граффити, благодаря которому в центре города появилась своего рода галерея под открытым небом.

В конце концов, всякий художник по самой сути своего ремесла призван оживлять, украшать жизненное пространство, в том числе городское, которое подчас очень нуждается в этом. Важно только, чтобы за такое дело взялся действительно художник, а не кто попало.

МНЕНИЕ

Алексей СНЕТКОВ

кандидат культурологии, главный эксперт Красноярского края по графическому дизайну по международному стандарту WorldSkills International (WTI – международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, а также популяризация рабочих профессий)

– Прежде всего меня волнует эстетика того, что появляется на улицах, в том числе и у нас в городе. Регулирующая составляющая здесь очень важна, поскольку эти изображения, как бы громко это ни звучало, имеют воспитательное воздействие, прежде всего на молодежь, подростков.

Граффити тоже формируют визуальную культуру. Но если все это происходит хаотично – кто-то решил разрисовать стену ради самореализации, – то зачастую такие рисунки, мягко говоря, не самого высокого художественного уровня. На мой взгляд, именно такие моменты должны регулироваться, и очень четко, тем более если речь идет о городском, то есть открытом пространстве. Поэтому я считаю, что поправки в КоАП необходимы, а как уж они будут работать – время покажет.

– Как в целом вы оцениваете уровень уличной живописи?

– Нынешнее граффити насаждает какую-то странную и совсем не нашу культуру. Культура, безусловно, должна быть разнообразной, но то, что я вижу сейчас, создает впечатление, что она – безальтернативная, однообразная, и это, на самом деле, очень печально. Молодежь, по сути, воспитывает такой «живописью» сама себя, причем на далеко не лучших образцах.

Ведь есть же западная культура и высочайшего уровня, имеющая выдающиеся достижения в кинематографе, анимации, изобразительном искусстве. Но она, видимо, совсем не известна уличным художникам, они предлагают свое видение, не самое высокое – это беспокоит прежде всего. Хочется все-таки видеть вещи, стоящие внимания. А ведь у нас есть свои замечательные традиции, о которых почему-то забывают, стремятся уподобиться чему-то чуждому.

– Например?

– Скажем, был в крае замечательный формат, когда возле школ на баннерах выставляли картины наших красноярских классиков. Так или иначе это остается в подсознании ребенка – он, по крайней мере, знает, что есть живопись Худоногова, Поздеева, Ряннеля, Ряузова…

Кстати, уличное искусство было и в советское время, но им занимались профессионалы высочайшего класса, заслуженные, народные художники, и работы выполнялись в самых разных техниках – то же граффити, мозаика, чеканка. И это также оставило след в подсознании молодежи, которая сейчас уже далеко не молодежь. Хотя бы поэтому хотелось, чтобы такие вещи хоть немного да регулировались.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи