Искусство как отражение духовности

Искусство как отражение духовности
Картина «Хор» Федосия Заровняева вроде бы и не относится напрямую к христианской тематике, но пробуждает добрые и светлые чувства. Фото: Сергей Бурлаку

Выставка «Современное христианское искусство» (0+) в галерее регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в Красноярске стала заметным культурным событием для столицы края. Состоялась при поддержке Красноярской митрополии РПЦ и по благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона.

Разнообразие форм

Выставка мощная. Богатая, разнообразная, собранная с любовью и большим профессионализмом. 450 экспонатов, 180 художников разных специализаций. Из них только 40 – наши, красноярские. Остальные – со всей страны, из 50 городов и регионов России: от Норильска до Сочи и от Санкт-Петербурга до Хабаровска.

Среди авторов – мэтры иконописи, знаменитые российские живописцы, в том числе академики и членкоры РАХ, заслуженные и народные художники регионов и РФ. Много молодых талантливых авторов, среди которых студенты художественных учебных заведений.

Первое, что бросается в глаза, – огромное разнообразие жанров, техник и форм, в которых работают художники православной тематики. Мозаика и эмаль, резьба по дереву и камню, скульптура, вышивка, батик… А еще художественная керамика, живопись, графика, произведения ювелирного искусства, каллиграфия. Представлена даже «монументалка» в виде фотографий храмовых росписей – понятно, что сами фрески на выставку не привезешь.

Человек непосвященный может подумать, что если выставка «христианская», то на ней собраны сплошь лики святых да хоругви с крестами. Но это не совсем так. Конечно, иконопись и чисто церковное искусство здесь доминируют. Но есть и много совершенно светских работ – например, живописные полотна и графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. На картинах – пейзажи, портреты, жизненные сюжеты. Но и светские работы находятся в заданном контексте: вера, духовность, религия, размышления о вечном. Хотя есть и чисто житейские сцены. Например, картина «Хор» кисти молодого талантливого художника, слушателя академии Федосия Заровняева. Она вызывает добрую улыбку.

Чудесны небольшие скульптуры Владимира Масалитина из Томска. Резьба по дереву, высочайшее мастерство. Одна из них называется «Вечный спор». Здесь Бог и дьявол, вечная борьба добра со злом. Его работы наполнены глубоким смыслом.

Вызывает восхищение работа Юлии Кашевник из Звенигорода – плащаница с изображением Христа. Машинная вышивка, но сколько в ней души и любви. Тончайшая работа, каждая деталь которой завораживает.

Уникальная работа художницы из Звенигорода Юлии Кашевник «Плащаница. Положение во гроб». Машинная вышивка. Фото автора

Понравились трогательные и очень русские картины Андрея и Елены Вилковых из Сердобска.

Порадовала по-акварельному прозрачная живопись красноярской художницы Анастасии Межовой. Красноярск, его храмы и потаенные уголки изображены на ее картинах в неожиданных ракурсах – художница умеет замечать то, что ускользает от взгляда других.

Внимание посетителей выставки приковывают яркие мозаики из смальты с изображением уже исчезнувших красноярских храмов – это работы, сделанные в рамках проекта «История сквозь время: утерянные, но не забытые». Авторы – волонтеры мастерской «Арт-гараж» из Железногорска под руководством художника-мозаичиста Коринны Кузнецовой.

На этой мозаике из смальты изображена уже исчезнувшая Спасская железнодорожная церковь в Красноярске

Хабаровск, Омск, Киров, Казань, Томск, Барнаул, Екатеринбург, Краснодар, Волгоград, Сочи… Вот далеко не полная география этой выставки.

Жаль, обо всех художниках – напомню, их почти две сотни – невозможно рассказать в рамках одной статьи. Все они интересны, талантливы и самобытны.

Кропотливая работа

Даже неспециалист, познакомившись с экспозицией, понимает, какая грандиозная работа была проделана организаторами, чтобы привезти к нам в Сибирь столько произведений со всей страны – они представляют широчайшую палитру современного христианского искусства. Тот, кто имеет об иконописи довольно общее представление, ограничиваясь знанием двух-трех имен, здесь с удивлением обнаружит, что в России существует сильная современная иконописная школа. Ее не может не быть, ведь в стране строятся и открываются новые православные храмы, а значит, кто-то их расписывает, пишет для них образа.

Куратор выставки, научный сотрудник Красноярского отделения Российской академии художеств, кандидат искусствоведения Елена Васильевна Коперсак рассказала:

– Идея проекта возникла из желания показать широкой публике, что икона – это не только предмет сакральный, культовый, но и произведение искусства. На что мы сегодня опираемся, когда говорим об искусстве средневековой Руси? Это архитектура храмов, иконопись Рублева, Дионисия, Грека… Церковь умеет все это сохранять. Я уверена, правнуки наших правнуков будут судить о нашем времени, об искусстве, которое мы создали, именно по иконописи.

Елена красноярка, она окончила Санкт-Петербургскую академию художеств им. Репина. Училась у Нины Сергеевны Кутейниковой, это одна из крупнейших специалистов по русской иконописи. Отсюда и ее увлечение темой, и желание показать сибирякам современное состояние российской иконописи, и сильная питерская составляющая выставки: десять мастеров, здесь представленных, работают в Северной столице. Свои работы прислали такие мэтры, как декан живописного отделения «репинского» института, академик, заслуженный художник РФ Александр Чувин; молодой, но уже признанный художник Георгий Панайотов, иконы которого можно увидеть в соборах и церквях от белорусского Бреста до острова Кунашир. Звезда выставки – Дмитрий Мироненко, тоже выпускник «Репинки», он руководит иконописной мастерской Александро-Невской лавры.

– Но не только столицы имеют свои иконописные школы. В Красноярске тоже есть много блестящих, уникальных мастеров. Специалисты, которые приехали на открытие выставки из других городов, были очень удивлены этим фактом, – говорит Елена Коперсак. – В Красноярске работает замечательный иконописец Иван Хоробров, у него за плечами художественный институт, иконописное отделение Свято-Тихоновского университета, он стажировался в Сербии и других странах. Руководит иконописной мастерской, в которой работают замечательные художники – они расписывали храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при Успенском мужском монастыре, другие храмы. В этой мастерской трудится Анна Постникова – вот ее прекрасный архиепископ Лука у нас на выставке… Наталья Сурикова (Питик), Роман Ильиных, Владимир Белоусов… Все это красноярские иконописцы. Они работают в разных техниках и стилях, уровень их работ очень высок, – отмечает Елена Васильевна.

Роман Ильиных. Икона «Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Фото автора

Если говорить о светской живописи и графике, то украшением экспозиции стали картины известных и хорошо знакомых красноярских художников Валериана Сергина, Сергея Форостовского, Александра Клюева, Евгения Ежова, Сергея Тимохова, Константина Войнова, иркутянина Сергея Элояна и других талантливых сибирских авторов. Скульптуры Сергея Ткачука замечательны… Стиль этих художников всегда узнаваем, мастерство – на высочайшем уровне.

Александр Ткачук. «Серафим Саровский». Фото автора

Добавлю, что в целом выставка очень теплая и душевная. Уходишь с нее просветленным, с добрыми мыслями и хорошим настроением.

Хочу от имени всех красноярских ценителей искусства сердечно поблагодарить организаторов этого большого культурного события – и местное отделение академии художеств, и Елену Васильевну Коперсак лично, которая провела кропотливую работу, чтобы оно состоялось.

Каноны творчеству не помеха

Иконы в XXI веке, как и 200, и 700 лет назад, создаются по определенным канонам, которых иконописец обязан придерживаться.

Например, иконография Богоматери возникла на рубеже II–III веков. А сегодня насчитывается порядка 800 ее иконографий, то есть 800 способов изображения Богоматери. Но самыми главными из них считаются три: Оранта, Одигитрия и Елеуса (Умиление).

Далеко не каждый художник, даже прекрасно владеющий кистью, сможет взять и написать икону – для этого требуется и специальная подготовка, и особое состояние души. Обязательно нужно быть человеком верующим. И все же каноны канонами, но каждый иконописец индивидуален, творчество его неповторимо, стиль – особенный. На выставке это хорошо заметно. Здесь, например, есть несколько икон святителя Луки (Войно-Ясенецкого), которого мы хорошо знаем по фотографиям. Но авторы икон разные, поэтому на каждой из них святой изображен хоть и в соответствии с канонами, но по-своему.

Фото автора

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Без рубрики
5 декабря 2025
Бойцам – повышенные выплаты
Красноярцы начали получать первые повышенные выплаты при заключении контракта для участия в СВО. Новые условия вступили в силу 10 ноября
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности