Меню Поиск
USD: 72.50 -0.15
EUR: 84.67-0.36
№ 86 / 580

Искусство возможного

После острой дискуссии депутаты приняли в первом чтении бюджет региона


Одна из аксиом общественного сознания: политика – это искусство возможного. А отец всех жизнеспособных политических решений – разумный компромисс. Убедительным подтверждением этого стала работа третьего заседания пятой сессии Законодательного собрания края.

Непростой процесс

В повестке значилось более сорока вопросов. Но самым резонансным был, безусловно, шестой по счету и при этом первый по значимости – «О проекте Закона края «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015–2016 гг.».

Прохождение «финансовой конституции» региона через краевой парламент изначально не обещало быть легким. К этому располагали сами параметры проекта бюджета на 2014 год:

· доходы – 148,3 млрд рублей, в том числе собственные – 133,2 млрд рублей;

· расходы – 171 млрд рублей, в том числе расходы за счет собственных средств – 155,9 млрд рублей;

· дефицит составляет 22,7 млрд рублей.

Министр – за системность

В своем докладе на сессии министр финансов края Владимир Бахарь особо подчеркнул, что системной новацией бюджета стал его новый, программный формат. Теперь в основе главного финансового документа региона лежат 20 государственных программ, которые были приняты правительством края еще 30 сентября.

Владимир Викторович назвал семь основных целей бюджетной политики на ближайшую трехлетку:

· взаимодействие с федеральными органами власти по совершенствованию федерального законодательства, оказывающего влияние на формирование бюджетов регионов;

· реализация федеральных направлений бюджетной политики, в том числе указов президента РФ;

· переход на программный бюджет;

· развитие механизма государственно-частного партнерства;

· повышение эффективности бюджетных расходов;

· обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований края в условиях перераспределения полномочий;

· повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.

По словам главного финансиста региона, документ сформирован на основе умеренно оптимистичного прогноза социально-экономического развития Красноярья. При этом траектория роста российской и краевой экономики будет во многом зависеть от ситуации на мировых рынках сырья и капитала.

Принципы и маневры

Отдельно министр финансов остановился на принципах формирования расходной части. Здесь применен бюджетный маневр, означающий, что любые дополнительные обязательные расходы будут обеспечиваться через внутреннее перераспределение с наименее приоритетных статей. Кроме того, предлагается по возможности отложить на более поздние сроки строительство новых объектов. Также в целях оптимизации расходов на 5 % уменьшены траты на закупку товаров для государственных нужд.

Ежегодно порядка 30 % всех расходов краевого бюджета (без учета федеральных средств) будет направляться на реализацию майских (2012 года) указов президента. В 2014 году это более 40 млрд рублей, а за весь трехлетний период – 136 млрд.

Немалые объемы средств на состоявшееся и планируемое повышение оплаты труда бюджетников предусмотрены в местных бюджетах – около трех миллиардов рублей ежегодно. Большая часть этих затрат также ложится на краевую казну, поскольку дотации территориям приходится увеличивать.

Второе важное направление в рамках реализации президентских указов – введение дополнительных мест в детских садах.

– Предполагается, что будет создано дополнительно около шести тысяч мест, – заявил министр. В бюджете на эти цели предусматривается 5,2 млрд рублей, в том числе 1,6 млрд в 2014 году и по 1,8 млрд в 2015 и 2016 годах.

Третье направление – ликвидация аварийного жилищного фонда. В 2014 году на эти цели предусматривается 1,3 млрд, в 2015 году – 2,4 млрд и в 2016-м – 3,2 млрд рублей.

Министр заверил, что в следующем году будет уделяться гораздо большее внимание бюджетному администрированию, многое переосмыслят. Но программный бюджет принимается впервые, поэтому необходимо внимательно посмотреть, как финансовый план проводится в жизнь на федеральном уровне. Владимир Бахарь и в докладе, и в ответах на вопросы депутатов, и в заключительном слове вновь и вновь указывал на зависимость краевого бюджета от Федерации, поскольку именно изменения общероссийского законодательства существенно повлияли и продолжают влиять на финансовую жизнь края.

– Не скрою, нас всех тревожит рост госдолга. Но посмотрите на соседние регионы: практически у всех максимальный дефицит на следующий год. Мы же расходы не наращиваем. Рост заимствований – это не результат работы краевой власти, это результат проводимой федеральной политики. Нам нужно вместе работать по изменению межбюджетных отношений. До конца года мы планируем прописать план мероприятий по госдолгу, по повышению эффективности расходов. В рамках созданной комиссии рассмотрим этот план вместе с депутатами, – отметил министр.

Истина рождалась в полемике

Главный финансист края настолько хорошо «разогрел» зал, что депутаты засыпали его вопросами. Многие из них носили отнюдь не протокольный характер. Острые проблемы ставили депутаты Владислав Зырянов, Олег Пащенко, Анатолий Быков, Михаил Козлов, Петр Медведев. По сути дела, в выступление перерос вопрос Валерия Сергиенко. Председатель комитета по делам села призвал коллег с предельной серьезностью подойти к проблеме роста государственного долга края. И безотлагательно заняться поиском конкретных путей его минимизации. Тот же мотив озабоченности прозвучал из уст спикера краевого парламента:

– У нас за короткий период госдолг возрос до критической отметки. Исполнительная власть не хочет принимать меры по его сокращению или ей эта ситуация безразлична? Лично я не нахожу ясного ответа на этот вопрос.

Затем эстафету подхватили Павел Семизоров, Марина Добровольская, Артем Черных, Всеволод Севастьянов.

К чести Владимира Бахаря, на все вопросы он ответил достойно, как и требует парламентская этика.

В поисках баланса интересов

В объявленных затем прениях в адрес исполнительной власти было высказано немало критических замечаний. Например, Павел Черепанов, как депутат-аграрий, говорил о недоработках в защите интересов красноярского крестьянства. И привел убедительные цифры: скажем, в качестве компенсации ущерба посевам от засухи минувшего года Алтайский край получил из федерального бюджета около миллиарда рублей, омичи, селяне Томской области, Хакасии и других регионов – тоже немалые суммы. Ничего не получил только наш край.

Олег Пащенко и Николай Трикман высказались категорически против сокращения госпомощи селу и урезания компенсаций семьям, дети которых не получили места в дошкольных образовательных учреждениях.

– Дети и село – вопросы болезненно политические! – убеждал чиновника Пащенко. – И внимание к ним должно быть соответствующим!

Накалявшуюся ситуацию разрядил Александр Усс, напомнивший коллегам о том, сколько было сделано за последние годы для сокращения очереди в детсады. Он призвал народных избранников не драматизировать излишне обстановку.

Руководствуясь здравым смыслом

Валерий Семенов попросил коллег не сгущать краски, а находить более реальные инструменты воздействия и на федеральный центр, и на крупные ФПГ, действующие на территории края.

– У нас было время, когда мы получали от Федерации 3–4 миллиарда рублей и хлопали в ладоши, – напомнил Валерий Владимирович. – Своя позиция должна быть, с Федерацией нужно работать плотнее. Но все же задача номер один – наращивание собственного налогового потенциала. В формате первого чтения мы обозначаем риски. А ко второму чтению, работая собственно над «телом» бюджета, должны определиться с теми позициями, которые краю наиболее необходимы. И обеспечить им приоритетность.

В поддержку представленного правительством законопроекта выступил и Павел Семизоров:

– Проект бюджета вполне рабочий, до второго чтения будем его совершенствовать. Фракция ЛДПР будет голосовать за принятие документа в первом чтении.

И на недавнем заседании профильного комитета, и на сессии положительную оценку проекту бюджета дал Егор Васильев.

В заключительном слове председатель комитета по бюджету и финансам Андрей Самохин выразил уверенность, что коллеги-депутаты займут взвешенную позицию в этом важном вопросе:

– Бюджет – это баланс интересов, это компромисс. Да, он сложный, напряженный, но не критичный. Социальная направленность его сохранена полностью. Заметьте, ни одного предложения по сокращению расходной его части на всех этапах бюджетного процесса не поступало. Определившись сегодня с параметрами, мы получаем возможность разумно перераспределить финансы при дальнейшем постатейном обсуждении.

В ходе электронного голосования выяснилось, что сторонниками разумного компромисса являются 39 депутатов, отдавших свои голоса за принятие законопроекта в первом чтении. Девять краевых парламентариев воздержались. Но на этом ничего не закончилось. Наоборот, это – начало сложной, кропотливой, подчас ювелирной работы по шлифовке главного финансового документа края.

№ 86 / 580

Ссылки по теме:

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения




Свежий выпуск

Видео



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!