Несмотря на лишения военной поры, творческая жизнь в регионе не замерла. Для культуры Красноярского края военные годы стали не только временем трудностей и потерь, но и периодом приобретений, давшим толчок для последующего ее роста. Во многом это было связано с эвакуацией в Сибирь крупных культурных учреждений из западных регионов страны.
Все на борьбу с фашизмом
С началом Великой Отечественной войны работа театрально-зрелищных предприятий была перестроена. Уже 30 июня 1941 года ЦК Союза работников искусств СССР разослал всем председателям областных и краевых комитетов Союза письмо, в котором указывалось, что репертуары театров должны быть насыщены военно-патриотическими, антифашистскими произведениями.
Кроме того, создавались бригады по обслуживанию призывных пунктов, предприятий, колхозов, действующих частей Красной Армии и ВМФ, каждый артист обязан был подготовить в кратчайший срок индивидуальный или групповой номер.
Татьяна Восходова (которая позже была директором Красноярского театра оперы и балета и Красноярского цирка) вместе со своим мужем Михаилом Екатериничевым приехала в Красноярск в 1940 году по направлению Московского гастрольного бюро. Творческий дуэт отправили по районам края с концертами. Война застала актеров в Минусинске. В концертном бюро Красноярска артистам посоветовали: давайте концерты на призывных пунктах.
– Мы ездили по краю и собирали теплые вещи для фронта, – вспоминала Татьяна Восходова. – А в 1943 году сформировали творческую бригаду. В нее вошли мы с Михаилом, исполнительница классических песен Елена Солнцева, жанровых песен – Нина Алексеева, аккордеонистка Рейнок Умик, скрипач Генрих Умик и сатирик Григорий Лиров.
От одесситов сибирякам
Творческие люди уезжали на фронт, а учреждения культуры в Красноярском крае продолжали работать. Взамен выбывших артистов областные и краевые театры доукомплектовывались кадрами районных и колхозных театров. Сроки подготовки новых спектаклей составляли от 10 до 20 дней.
В города Красноярского края были эвакуированы коллективы театров из западных регионов страны. В Минусинске разместили театры драмы из Ворошиловграда и Орджоникидзе, в Канске – Грозненский театр драмы. Большую роль в культурной жизни Красноярска сыграли эвакуированный сюда Днепропетровский театр оперы и балета и Одесский театр, образовавшие объединенный Днепропетровско-Одесский театр. Первой совместной премьерой стала опера «Тоска». Только за два месяца бойцы, уходящие на фронт, посмотрели 77 концертов.
За три года пребывания в Сибири объединенный театр дал 520 спектаклей и концертов, провел 1 800 шефских выступлений в городах и селах края. В его репертуар входили постановки «Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад», «Евгений Онегин», «Запорожец за Дунаем» и другие.
Именно в годы войны благодаря эвакуированным артистам в Красноярье появились первые постановки оперетты.
Жили спектаклями и музыкой
В 1943 году краевой драматический театр имени Пушкина отметил 25-летие героической Красной Армии премьерой пьесы Корнейчука «Фронт». Эта постановка стала творческим рапортом коллектива о его работе в тылу, об участии в общем деле борьбы советского народа против фашизма.
На летние гастроли в Красноярск приезжали Иркутский театр драмы, Львовский государственный театрализованный джаз, известные артисты, например, комик Иван Гурко. Здесь проходили концерты популярных сатириков-юмористов Аркадия Громова и Владимира Милича.
Работали и дома культуры предприятий и организаций, в которых давались концерты, спектакли, открывались сезоны «Больших гуляний». Проводившиеся в них вечера отдыха сопровождались аукционами, лотереями, танцами и конкурсами. Так, в Доме Красной Армии давали концерты солисты Киевского ордена Ленина академического театра оперы и балета – народный артист СССР Алексей Иванов и заслуженная артистка УССР Наталья Захарченко.
Пользовались популярностью дневные и вечерние симфонические концерты и специальные концерты для детей.
В тяжелейшие годы войны красноярцы не отказывались от участия в культурной жизни. Людям было необходимо, чтобы искусство согревало душу и вселяло уверенность в победе.
Рождение музкомедии
В годы войны в крае появился театр музыкальной комедии.
В связи с отъездом на Украину объединенного Днепропетровско-Одесского театра оперы и балета 14 марта 1944 года было принято постановление Красноярского крайкома ВКП(б) о создании краевого театра музыкальной комедии в Красноярске. Театр открылся в неприспособленном здании Дома культуры железнодорожников в ноябре 1944 года спектаклем «Марица». Творчески и постановочно был подготовлен спектакль «Девушка из Барселоны», намечалась постановка «Сильвы». Новому театру была выделена дотация – 920 тыс. руб., 700 м бязи и 600 м вискозы, но этого было мало для театра, который создавался на пустом месте и не имел материальной базы. Требовалось доукомплектование труппы, укрепление оркестра с увеличением его состава. Кроме этого, актеры нуждались в улучшении бытовых условий, некоторым негде было жить, и они ютились в театре.
Культура в барачных условиях
Централизованного снабжения театров в 1944–1945 годах не было совершенно, они варились в собственном соку, с колоссальными трудностями выпуская спектакли и в редких случаях получая от местных организаций нужные материалы для оформления сцены.
В 1945 году музыкальный театр был переведен в здание драматического театра, потому как здание ДК железнодорожников требовало капитального ремонта. В результате этого работа обоих театров за 1945 год оказалась убыточной. Месячное задание они выполняли только на 50 процентов. Зимой были отмены спектаклей из-за холода.
Театр кукол за 1945 год дал убыток 12 тыс. рублей, что объяснялось отсутствием постоянного состава актеров и непригодностью занимаемого здания к зимним условиям – работали в полусгнившем бараке, отсутствовало элементарное оборудование, театр не отапливался, и работа в зимних условиях для маленьких зрителей была очень трудной. Только благодаря крепкому коллективу и его трудоспособности готовили постановки для детей.
По материалам книги «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945», сайта Красноярские-архивы.рф.
Фото с сайта Красноярские-архивы.рф, из личного архива Татьяны ВОСХОДОВОЙ