В классике отечественного кинематографа – фильме «Калина красная» герой Василия Шукшина пытается начать новую жизнь после освобождения из мест лишения свободы. Если помните, у него с трудом получилось это сделать, да и то все завершилось трагедией. Причем киногероя никто «социально не адаптировал», не помогал встраиваться в общество – он действовал на свой страх и риск…
Проблема возвращения к обычной жизни после выхода на свободу никуда не исчезла и сегодня.
«Это не вопросы философии»
Комитет Законодательного собрания края по безопасности и защите прав граждан на этой неделе провел обсуждение темы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В состоявшемся разговоре приняли участие представители ГУФСИН, ГУ МВД России по Красноярскому краю, профильных министерств, научного сообщества, а также некоммерческих общественных объединений.
Председатель комитета Анатолий Самков подтвердил, что тема обсуждения продолжает оставаться актуальной, поэтому интерес к ней краевых парламентариев более чем оправдан. При этом есть две стороны медали. С одной стороны, никто не снимал известный со времен ильфо-петровских «Двенадцати стульев» лозунг: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
С другой – если гражданин, освободившийся из мест не столь отдаленных, не решит своих проблем, он сам станет проблемой для общества, угрозой спокойствию и благополучию населения. Таких «возвращенцев» необходимо социализировать и трудоустраивать, это дает серьезный шанс на то, чтобы не допустить рецидива преступности.
Когда слово для доклада предоставили уполномоченному по правам человека в крае Марку Денисову, он напомнил присутствующим:
– Вопросы социальной адаптации – это не вопросы философии и благотворительности. Это вопросы безопасности, имеющие выход на тему рынка труда и демографии, – и сообщил, что на территории Красноярского края реализуются два проекта. Один из них начал действовать еще четверть века назад, и только в 2018 году через четыре центра адаптации, которые работают в рамках проекта, прошли 2 354 вышедших на свободу.
Для справки: на сегодняшний день в учреждениях ГУФСИН края находятся около 18 тысяч человек (в декабре 2016 года их было порядка 22 тысяч), из них освобождаться в ближайшее время будут около 7 тысяч, примерно 40 % из них понадобится социальная адаптация.
– Есть люди, которые твердо стоят на криминальном пути, и свернуть их оттуда невозможно, это их выбор. А есть те, кого на воле ждет крепкая семья, «зарытая кубышка», недвижимость, они не нуждаются в помощи, – заметил Марк Денисов. По его словам, типичный портрет гражданина, который нуждается в социальной адаптации, выглядит так: возраст 25–55 лет, семьи и родственников нет, жилья тоже, часто это выходец из числа детей-сирот.
Помощь идет
Как сообщил уполномоченный по правам человека в Красноярском крае, 20 % граждан, которые прошли через центры социальной адаптации, получили крышу над головой, 80 % смогли оформить регистрацию, 30 % были трудоустроены. В дополнение к этому люди получали еще юридическую и психологическую консультации, без которых сложно обойтись тем, кто на какое-то время выпал из реалий «свободной» жизни.
Если говорить о цене вопроса, то в год на прохождение социальной адаптации одного бывшего заключенного бюджет края тратит 18 тысяч 500 рублей. Денисов назвал это «высокой социальной рентабельностью», отметив, что без такой помощи нередко человек мог бы натворить на воле немало бед.
Что касается второго проекта по социальной реабилитации лиц, оказавшихся на свободе, это проект ГУФСИН России по Красноярскому краю, он реализуется совместно с общественными организациями. За 2018 год подопечными этой службы социального сопровождения стали 527 человек. Как заявил Марк Денисов, потребность по адаптационным мощностям в крае закрыта, но та деятельность, которая ведется, нуждается в поддержке.
Далее с докладами выступили другие участники заседания комитета Законодательного собрания по безопасности и защите прав граждан: министр социальной политики края Ирина Пастухова, начальник управления губернатора Красноярского края по безопасности Сергей Гапонов, начальник отдела воспитательной и социальной работы с осужденными ГУФСИН России по Красноярскому краю Юрий Семенюк и другие. Они рассказали, что удается сделать в плане социализации бывших заключенных.
В уходящем году для этой категории населения организовывались творческие встречи с писателями и композиторами края, концерты, проводились смотры художественной самодеятельности. Кроме того, 270 человек получили среднее образование, а более 30 – высшее.
Депутаты приняли активное участие в обсуждении заявленной темы, их интересовало, с какими проблемами в первую очередь приходится сталкиваться, что можно сделать для их решения. Среди самых больных вопросов было названо трудоустройство тех, кто вышел из мест не столь отдаленных. Работодателям есть из кого выбирать, поэтому они не спешат брать на работу человека с судимостью. Другие сложности бывших осужденных связаны с поиском места для проживания, получением регистрации. Кроме того, соседи, рядом с которыми проживают люди из этой категории, частенько жалуются на них в полицию с требованием провести очередную проверку, вызывают участкового. Помнится, был когда-то такой призыв: «Исправленному верить», но сегодня, когда преступники действуют как реально, так и виртуально, нервируя население, он плохо применим к людям, отбывшим наказание…
Итого
Обсуждение темы длилось почти два часа. В проекте решения комитета отражен ряд рекомендаций для соответствующих структур.
Подвел итог обсуждению социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, председатель комитета Законодательного собрания края по безопасности и защите прав граждан Анатолий Самков:
– Сегодня прозвучало, что практически каждый седьмой осужденный после выхода на свободу снова оказывается в местах заключения. Это, конечно, угнетающе действует – люди фактически потеряны для общества. Сейчас, когда мы говорим о дефиците рабочей силы, о проблемах с демографией, в исправительных учреждениях находятся граждане молодого, зрелого возраста, пригодные для работы, создания семьи. То есть мы теряем, таким образом, очень качественное население…
Как прозвучало, Красноярский край давно озаботился проблемами бывших осужденных. На протяжении 25 лет действует КГБУ СО «Красноярский краевой центр адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы»: там созданы комфортные условия (и некоторые там по три месяца живут), людям помогают в оформлении документов, с трудоустройством. В службе социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, созданной в 2013 году ГУФСИН России по краю при содействии общественных организаций, работают на общественных началах бывшие заключенные. Но это не значит, что удалось решить весь комплекс проблем, с которыми сталкиваются граждане после освобождения.
– Среди решений комитета, например, есть предложение правительству края совместно с депутатским корпусом поработать над краевым законом о социализации бывших заключенных. Закон непростой. Считаем, нужно вернуться к законопроекту о квотировании рабочих мест для этой категории граждан. Важно также работать и над улучшением межведомственного взаимодействия, – подытожил Анатолий Самков.