История как биография Почему Куликовская битва была только вчера

История как биография Почему Куликовская битва была только вчера
Фото Олега Кузьмина

Что такое «переписывание истории», сейчас знают даже дети средней успеваемости и не самого примерного поведения. Гитлер и Сталин, скажут они, напитанные «интернет-истинами», были совсем одинаковыми злодеями, Сталин хотел напасть первым, но Гитлер немножечко опередил его, победу же в войне одержали американцы и англичане. О том, что это ложь, а правда выглядит с точностью до наоборот, задумывается уже не каждый.

Когда меняется ветер

Если представить себе человека, который совсем не верит публицистике, учебникам и даже исследованиям историков (вдруг они «купленные»?), а только первоисточникам, цифрам и многократно подтвержденным фактам, он перевернет архивы и убедится, что переписывающие, мягко говоря, не правы.

Но пропаганда – она ведь бывает не только плохой и вражеской – рассчитана на тех, кто в архивы не полезет ни при каких обстоятельствах, и таковых абсолютное большинство. Им остается только доверять услышанному, увиденному, прочитанному.

Даже если пропаганда ставит перед собой задачу утвердить в массах неопровержимую – с позиций факта и высшей правды – истину, она должна знать, что для этого должна быть соответствующая почва в народной душе. Можно, конечно, добиться успеха массированными бомбардировками мозгов, да еще и при участии репрессивного аппарата, бдительно отслеживающего и выпалывающего все, что не соответствует генеральной линии, – но успех этот временный, он пошатнется при первой же «перемене ветра».

Так, например, случилось в СССР и странах соцблока: пусть гражданам на закате Союза каждый день твердили, что они живут лучше всех в мире, а тем, кто не согласен, вкатывали строгача, полки магазинов и сама жизнь говорили об обратном. И как только появилась возможность увидеть и попробовать что-то совсем другое, страна, как Россия в «Апокалипсисе…» Розанова, «слиняла в два дня, самое большое в три». Соцблок, кстати, «слинял» еще быстрее.

Не смотри на соседа

Что же касается памяти о Великой Отечественной войне, то здесь все намного сложнее. В новорожденной РФ при массовой «переоценке ценностей» сторонники расползавшихся теорий «пили бы баварское» и «трупами закидали» особого успеха не имели и даже получали по мордасам.

На Украине, где «переписывание» началось не после госпереворота 2014-го, а сразу после принятия независимости, радикальное несоответствие официальных и народных взглядов на прошлое стало одной из причин гражданской войны. При этом 9 Мая в нынешней совершенно нацистской стране по-прежнему остается праздником, пусть «альтернативным» и рискованным для его участников.

Пропагандистский посев, при всей его щедрости, в некоторых украинских территориях либо не приживался совсем, либо очень плохо. Если у пропаганды несовместимость с культурной традицией и, самое главное, живой памятью народа, всходы получатся чахлые либо их вообще не будет.

Но, с другой стороны, фальшивые, оскорбительные для нас «версии» тоже могут найти благодатную почву, и не только в компрадорских верхах, но и в широких низах. Молдавский историк и политолог Сергей Назария, рассуждая о «переписчиках» из Восточной Европы, замечает, и, по-моему, очень верно:

Не всех этих людей надо заставлять заниматься фальсификациями, многие из них делают это добровольно. В поляках, наверное, не нужно воспитывать русофобство. В Румынии русофобская политика проводится все время существования независимого Румынского государства. «Россия – исконный враг» – это их идея фикс. В Румынии и в Польше определенная историческая традиция русофобства существовала до того, как началась Вторая мировая война, и до того, как эти страны стали социалистическими.

Некоторых нынешних граждан с избытком патриотизма и дефицитом ума бесит сам факт того, что кто-то может нас не уважать. Они тут же перечисляют, сколько жертв мы принесли ради этих «свиней неблагодарных», сколько вагонов разного добра привезли, заводов построили, – и перечисленное, в общем-то, соответствует действительности. Но истина «насильно мил не будешь» действует и в истории.

У той же Польши достаточно оснований не питать к нам нежных чувств, равно как и у нас к ней, – для этого достаточно открыть учебник и посмотреть на историю нашей соседской жизни, хотя бы начиная с учреждения Речи Посполитой в 1569 году до распада Варшавского блока в 1991-м. Звучит странно – но нет ничего противоестественного в том, что поляки охотно принимают легенды про «дедушку Обамы», освобождавшего Освенцим, и прочее в том же роде.

«Дедушка» ложится в их матрицу памяти с ее надеждами, обидами, пониманием правильного мироустройства. А наш воин-освободитель – как это ни кощунственно выглядит – нет. И, наверное, стоило бы жестко, даже жестоко защищать наши святыни на польской земле, если уж мы такие сильные, чем обижаться на каждую их пакость.

Национальный характер – штука массивная, его одной пропагандой не сдвинешь. Попробуйте-ка вдолбить американцам, что они где-то были не первыми и не лучшими. К нам это, кстати, тоже относится…

Парадокс еще и в том, что правд много, но Правда – одна, и каждый заплатит за свое отношение к ней. И мы заплатим, если, вместо того чтобы смотреть за собой, будем смотреть за соседями.

«Переписчиков» не остановишь

При этом не стоит хоть сколько-то надеяться, что «переписчики» устыдятся и остановятся, – скорее, случится совсем наоборот. Их легенда будет крепнуть, превращаться вообще в нечто чудовищно-вычурное, типа «русские напали на Европу, строили концлагеря, где убивали немцев, евреев и поляков, но «свободный мир», т. е. англосаксонский, их остановил».

Вполне вероятно, у них вырастет поколение, уверенное, что все было именно так. Этим можно возмущаться, но удивляться не стоит, потому что того, послевоенного «ялтинского» мира, в котором выросли мы, уже нет, и прошлое перекраивается так же, как и сам нынешний мир.

Неизвестно, что в результате «выкроится», но уже более-менее ясно, что мы опять окажемся в осаде, потому что в осаде вообще будет сама цель, ради которой СССР сражался во Второй мировой войне, – право на государственную, национальную независимость, право жить своим, а не «универсальным» укладом.

Для тех, кто «кроит», мы – зло, а зло не может быть «когда-то хорошим»; оно и в прошлом должно быть злом.

Что в такой ситуации делать? Особенно если живой памяти остается все меньше – самому «молодому» ветерану за 90, и уже «дети войны» почтенные старцы – и время превращает живую память в предание.

Один французский профессор сказал:

Для нас Первая мировая война – глубокая древность, а вы, русские, можете передраться из-за разных взглядов на Куликовскую битву, потому что для вас она была только вчера.

Способность воспринимать историю страны как часть собственной биографии – хорошая черта, даже если проявляется она странно и смешно. И хотя профессор немного преувеличивает, по большому счету он прав.

Причем прав на перспективу – нужно не просто охранять историю от «переписчиков», но воспитывать сопричастность к своей истории – и не только Великой Отечественной войны, а к каждой из ее знаковых страниц, причем не только светлых, но и трагических.

Когда Андрей Рублев, строительство Московского Кремля, оборона Албазина, полет Гагарина, Великая смута, открытия Лазарева и Беллинсгаузена, блокада Ленинграда будут существовать в народном сознании «только вчера», тогда и появится сопричастность. По ней станут мерить сегодняшнюю жизнь.

В моем пионерском детстве был официозный, но абсолютно правильный лозунг «Памяти павших будьте достойны!» – правильный, потому что можно ведь и не быть достойным. Но чтобы воспитать сопричастность, надо хотя бы понять, что музеи и вообще культура по значимости ничуть не меньше ракет – даже больше, поскольку ракета – всего лишь предмет, созданный для их защиты. Но это уже отдельная тема.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но
Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока