Свой спектакль по Стейнбеку «О мышах и людях» режиссер-постановщик Александр Огарев назвал «путешествием к райской мечте». А такие путешествия, как известно, не заканчиваются никогда. В пути «отваливаются» спутники, появляются новые цели, а мечта становится все дальше и дальше. Какая же это мечта, если ее можно так просто достичь?
Не про американцев, а про нас с вами
Александр Огарев – приглашенный режиссер. Художественный руководитель Астраханского театра драмы уже знаком красноярскому зрителю. Его постановки шли и в театре Пушкина, и в ТЮЗе, и в шарыповской драме. Огарева считают одним из лучших режиссеров нашей страны, его спектакли блистали на сценах театров Италии, Франции, Румынии, Эстонии, Хорватии, а также в «Современнике», РАМТе, «Содружестве актеров на Таганке». В столице он укрепился, окончив Воронежский институт искусств и отработав актером в провинциальных театрах. И вот уже как режиссер все чаще и чаще возвращается на периферию, чтобы сказать свое слово в местном сценическом искусстве.
У Огарева есть свой почерк, свое видение материала, особенно классики (вспомните «Преступление и наказание», которое он поставил в Красноярском драматическом театре имени Пушкина).
Приехав в очередной раз в Красноярск, он снова берется за классику – повесть обладателя Нобелевской премии Джона Стейнбека «О мышах и людях», которая рассказывает о двух сезонных рабочих во время Великой депрессии в Калифорнии. Они скитаются в поисках работы с одного ранчо на другое и мечтают об одном: обрести собственный дом и хозяйство.
– История вечная. Как и все хорошие классические произведения, она не теряет своей актуальности, – говорит Александр Огарев. – Это рассказ о простом человеке, который лишен всех признаков цивилизации, и его пути – куда он может прийти, не меняя ориентиров. Это не бытовой материал. Какой интерес нам вглядываться в фермерское хозяйство Америки 1930-х годов? Но у Стейнбека сильно метафорическое начало, и мы стараемся рассказать историю не про американцев, а про нас с вами.
Повесть как притча
Вся история закручивается вокруг Ленни – умственно отсталого разнорабочего, обладающего недюжинной силой, и Джорджа, который взял на себя опеку над дауном. Ленни любит все красивое и мягкое – мышей, кроликов, щенков. Обожает их гладить и, не соизмеряя силы, убивает своей любовью. Буквально душит в объятиях. В его руках гибнут и звери, и красивые женщины с мягкими волосами и в нарядных платьях. Все они превращаются в мышей, которых так любит таскать в кармане Ленни и гладить, гладить, гладить.
Это добрый, всегда улыбающийся здоровяк. Но не безобидный, как может показаться в первый момент. Это убийца, хоть и лишает он жизни не со зла.
У Стейнбека Ленни символизирует народ, не осознающий своей силы. И повесть тогда рассматривали как притчу об огромной его энергии, лежащей под спудом, которая, слепо прорываясь наружу, почти всегда несет разрушение.
– Оригинал Стейнбека вы можете только прочитать, все остальное – ваше воображение, – считает актер красноярского драмтеатра Георгий Дмитриев – исполнитель роли Ленни. – Как-то Валерий Гергиев сказал: «Ноты – это коды, заложенные композиторами». Так же и литература. Это код, который нам, артистам, необходимо разгадывать.
Удалось ли это постановочной группе, актерам и режиссеру, судить зрителям.
Новый актер «Пушки»
Премьера прошла при аншлаге. Любители театрального искусства пришли посмотреть не только на свежее творение красноярской «Пушки», но и нового актера, который вышел на сцену в спектакле «О мышах и людях».
Пес Зевс сыграл одну из драматичных ролей в постановке. И хотя на сцене находился недолго, полностью покорил публику своей жизнерадостностью.
Спаниель сыграл собаку одного из персонажей пьесы – Огрызка, потерявшего руку на ранчо. Зевс был единственной отдушиной своего сценического хозяина, а потом его убили.
– Я на сцене 40 лет, но это первый опыт работы с животными, – говорит актер Артем Рудой, исполняющий роль Огрызка. – И мне с ним интересно, потому что он отзывчивый, живой и непосредственный. Я больше волнуюсь, чем он. Но корм решает все.
Чтобы пес выполнял правильно свою роль, актеру приходится постоянно его подкармливать. И Зевс откровенно этим пользуется. Артем Рудой с улыбкой вспоминает момент, когда у него посреди репетиции закончились вкусняшки для собаки, и Зевс от отчаяния начал выть.
– Это был самый драматический момент пьесы, после которого собаку убивают, – говорит Александр Огарев. – И пес сыграл роль превосходно. Это очень талантливое животное.
Впрочем, всех своих талантов Зевс на сцене не раскрыл. За кулисами он крутился волчком и прыгал на руки по щелчку своей хозяйки Александры Семиной. Пес прошел серьезный курс дрессировки и выступает перед детьми.
Мечта осталась мечтой
Не буду раскрывать всех секретов нового спектакля. Одно скажу: ни один из героев не дошел до своей мечты. Не появилось у них ни собственного дома, ни ранчо, ни кроликов. Осталось только доброе отношение друг к другу да трогательный финал, заставляющий задуматься о тех кодах, которые автор заложил в эту пьесу.
– После спектакля «О мышах и людях» человек должен уйти с мыслью, что нужно быть более внимательным и чутким к тем, кто тебя окружает, кто рядом с нами, – считает Артем Рудой. – В жизни именно это самое главное. Не мечта, не стремление к карьерной выгоде, а маленькая человеческая среда, люди, которые близки нам и которые всегда нас поймут.
Смотрите фоторепортаж:
Репетиция спектакля «Мыши и люди». Театр Пушкина. Красноярск