История поющего народа Красноярский государственный ансамбль песни «КрасА» отметил свое двадцатилетие

История поющего народа Красноярский государственный ансамбль песни «КрасА» отметил свое двадцатилетие

По юбилейной традиции, принято начинать с итогов и заслуг, а этот перечень у профессионального певческого коллектива по-настоящему впечатляющий. За два десятилетия красноярские артисты дали более полутора тысяч концертов, на которых побывали свыше полумиллиона зрителей, многократно объехали весь край, десятки городов в других регионах, семь стран дальнего зарубежья. Подсчитано даже, что общая протяженность гастрольных маршрутов ансамбля – примерно 300 тысяч километров, а это девять с лишним раз обогнуть земной шар по экватору.

 

«КрасА» – участник и лауреат множества всероссийских и международных фестивалей – ФРГ, Таиланд, Куба, Индия. Ансамбль неоднократно представлял наш регион на днях культуры Красноярского края в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, показывал свое искусство главам государств и иностранным делегациям…

Репертуар ансамбля составляют более полутысячи песен и восемь концертных программ – от постановки «Летний солнцеворот», посвященной славянскому празднику Ивана Купалы, до песен народов СССР, бессмертных музыкальных произведений времен войны и послевоенных десятилетий.

Такой тематический разброс – свидетельство большой творческой амбициозности, стремящейся охватить душевно близкие нам времена и пространства.

«КрасА» отсчитывает свою историю с 6 февраля 2002 года, когда решением губернатора и Законодательного собрания был учрежден Государственный ансамбль народной песни – единственный в регионе профессиональный коллектив этого певческого жанра.

Однако надо пояснить, что эта дата означает не собственно день основания, а скорее преобразования любительского коллектива в профессиональный. Нынешняя «КрасА» – преемница созданного в 1970 году Анатолием Дмитриевичем Филимоновым ансамбля «Сибирские зори», в свое время известного далеко за пределами края и получившего высокое звание народного.

 

С 1984 года певческой группой, а затем всем коллективом руководит Анатолий Хлопков. С ним связана значительная часть предыстории и абсолютно вся история ансамбля «КрасА». По сути, это большой человеческий сюжет о борьбе за народную песню в «эпоху перемен».

Прежде всего надо пояснить одну важную вещь, – рассказывает художественный руководитель ансамбля. – В советские времена в народном исполнительском искусстве культивировались большие формы. Коллективы состояли из хора, танцевальной группы и музыкантов.

Так было не только в наших великих коллективах, таких как хор Пятницкого, но и в самодеятельности. Это сложилось исторически – Россия огромная страна, и потому ничто огромное нам не чуждо. И «Сибирские зори» – это была махина! Сорок певцов, тридцать танцоров и музыкальная группа.

Но такая форма существовала до тех пор, пока в стране не начались известные перемены. В 90-е годы рухнули почти все самодеятельные коллективы. Для сравнения, в советское время только в одном Красноярске было тридцать народных хоров – больших полноценных коллективов, не считая хоров при школах, цехах…

Уцелели единицы – те, кого финансировали успешные предприятия. Перемены подрубили и «Сибирские зори» – были сокращены танцевальный коллектив, оркестр, в итоге из семидесяти человек в ансамбле осталось семнадцать. Я прилагал все силы, чтобы сохранить оставшихся.

Было тяжело смириться с тем, что исчезли многие мои собратья. Наконец, мы просто хотели выжить, продолжить свой путь в искусстве.

– В чем заключалась ваша стратегия выживания?

– Помогло одно обстоятельство. Мы часто выступали в нашем Доме правительства и приглянулись тогдашнему губернатору Александру Ивановичу Лебедю – наверное, потому, что исполняли казачьи песни, а эта тема ему близка.

Я добился аудиенции у главы края. Было у меня два вопроса. Первый – создать профессиональный коллектив народной песни. Таковых в крае на тот момент не было ни одного! Второй – донести культуру до отдаленных деревень и сел по берегам Енисея, как это делалось в советские времена, когда суда доставляли туда творческие коллективы, кино. Потом все исчезло.

Помню, в одном селе две девочки рыбу с лодки продавали и вместо денег попросили у меня кассету – любую, хочется музыку послушать. Люди по природе своей тянутся к искусству.

Лебедь едва не прослезился, когда я ему эту историю рассказал… Но так или иначе, по первому вопросу он дал добро. 30 декабря 2001 года губернатор издал постановление учредить профессиональный коллектив народной песни. А 6 февраля за это проголосовало Законодательное собрание.

Так мы получили право на жизнь. Так начался ансамбль «КрасА».

– И жизнь сразу начала налаживаться?

– Нет, все оказалось намного сложнее. Самый трудный момент – переформатирование любительского коллектива в профессиональный.

«Сибирские зори» работали на высшем уровне, но все же это самодеятельность. Одна ситуация, если ты после работы занимаешься любимым делом, и совсем другая, когда увлечение становится твоей единственной профессией. Надо бросать прежнюю основную работу – далеко не каждый был к этому готов. Кроме того, не у всех было соответствующее музыкальное образование. В профессиональном коллективе то и другое становится необходимостью.

Наконец, нужно отдавать новой профессии все рабочее время и выходить на принципиально иные высоты. Любителю многое простят, а здесь надо так работать, чтобы людям не только нравилось, но чтобы они за это деньги платили.

То, что ты профессионал, приходится доказывать каждый день, каждый час, а для этого надо очень много работать, многому научиться, многим пренебречь. Вот этот переход был самым сложным временем. Большинству пришлось уйти. Уходили со слезами. Это замечательные люди. Мы до сих пор дружим со многими из них. Любитель ведь так устроен: если любит – то на всю жизнь.

– Но выбывших приходилось замещать…

– Разумеется. Источниками пополнения ансамбля стали отделения народной песни красноярского колледжа и института искусств.

– Один фольклорист сказал: нет понятия «народная песня», все песни авторские, только автор неизвестен. Что вы вкладываете в само это понятие, с виду простое, но по факту огромное?

– Любой народ поет с самого начала своей истории. Песня – это выражение эмоций, чувств. Действительно, каждая имеет автора. Но все ли, к примеру, знают, что «Катюшу» написал Матвей Блантер? Для большинства это именно народная песня. И с «Подмосковными вечерами» Соловьева-Седого происходит то же самое. Переход песни в разряд народной происходит незаметно, постепенно исчезает имя ее создателя, а песня живет.

– Мастеровитый продюсер может «спроектировать» хит, но его успех – временный, а «Ой, мороз, мороз» пели и будут петь всегда. В чем секрет «вечного хита»?

– В мире музыки существует свой естественный отбор. Это тот случай, когда мелодия, идущая из глубины твоей души, резонирует, совпадает с душами наибольшего количества людей. Такие песни становятся народной классикой. Я перевернул горы песенного фольклора и знаю, что 99 процентов так и осталось там, в залежах. Но мы постоянно вытаскиваем оттуда золотые крупицы.

Песня «Ой то не вечер…» появилась во времена Степана Разина. Сочинил ее какой-нибудь Ванька или Пронька. За несколько столетий там изменялись слова, возможно, даже тема, но сама мелодия въелась в народную душу.

Почему, по статистике, классической музыкой интересуется только пять процентов? Как бы ни была совершенна симфония, наслаждаться ею могут немногие, хотя бы потому, что это сложно, для большинства это иероглиф непонятный. А песня из трех нот – «Калинка-малинка, малинка моя…» – легко запоминается и воспроизводится. Поэтому и живет долго, из поколения в поколение.

Но почему-то многие сегодняшние песни не задерживаются в памяти – даже мне, профессиональному музыканту, сложно их запомнить.

– Как вы относитесь к рассуждениям, что народная песня рано или поздно умрет, будет вытеснена некой «современной музыкой»?

– Такие мысли были всегда. Народная песня умрет, если умрет сам народ. И наоборот – народ исчезнет, если исчезнут его песни. Это взаимозависимые понятия.

Для справки

Анатолий Иванович ХЛОПКОВ

Художественный руководитель ансамбля «КрасА». Родился в 1946 году в селе Подтесово Красноярского края. Заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, председатель Красноярского регионального музыкального общества общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» (2000–2010 гг.), лауреат премии Красноярского края в области традиционной народной художественной культуры, обладатель медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 2021 году награжден почетным знаком «За вклад в развитие Красноярского края».

 

В составе ансамбля «КрасА» выступают 13 вокалистов: Ирина Шульгина, Екатерина Утюжникова, Михаил Смоляров, Екатерина Смольникова, Елена Хлопкова, Елена Алексеева, Инга Юан, Яков Толкацкий, Виктория Дедюрина, Денис Шульженко, Людмила Забудцкая, Жаргал Цыбденов, Марат Орзикулов. Многие артисты ансамбля – лауреаты отечественных и международных профессиональных музыкальных конкурсов, проходивших в Китае, Франции, Германии, Португалии.

Артисты ансамбля ― профессионалы-универсалы, работающие во многих музыкальных жанрах, от фольклора до современных хитов.

Круглую дату «КрасА» отметит юбилейным концертом в Малом концертном зале филармонии 17 февраля, начало в 19:00, и гастрольным туром по территории края.

18 февраля, пятница, Енисейск, 18:00

19 февраля, суббота, Лесосибирск, 13:00 и 19:00

20 февраля, воскресенье, Казачинское, 13:00; Большая Мурта, 18:00

24 февраля, четверг, Ермаковское, 19:00

25 февраля, пятница, Большая Ирба, 18:00

26 февраля, суббота, Каратузское, 13:00; Курагино, 18:00

27 февраля, воскресенье, Идринское, 13:00; Краснотуранск, 18:00

28 февраля, понедельник, Балахта, 18:00

Фотографии предоставлены пресс-службой филармонии

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 мая 2024
В Арктику можно попасть, не выезжая из Красноярья
Уникальная географическая особенность Красноярского края: он простирается с юга на север вдоль Енисея. На юге нашего региона – прихакасские степи
Без рубрики
19 мая 2024
К 105-летию Михаила Годенко: Он не делал скучных танцев
Об уникальном годенковском стиле мастера народного танца спорят уже много лет. Как удавалось создавать композиции, которые люди с удовольствием смотрят
Без рубрики
18 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: в 1962 году переехал в Пермь, где он получил первую квартиру и написал одно из самых главных произведений – «Пастух и пастушка»
Литературный путь Виктора Петровича начался в Чусовом, где жила семья его жены, – туда они приехали сразу после войны «в