Чем отличился в истории страны и края прошедший 2011 год? Для каких процессов он может стать и уже стал отправной точкой? Соблюдение баланса интересов, компромиссы и взаимные уступки – все это ожидает российскую политическую систему уже в ближайшее время. Кроме того, наступивший 2012 год задает власти определенную «задачу на профпригодность»: сможет ли она, используя имеющийся набор инструментов, провести в стране необходимые преобразования. Сможет ли власть сдать этот экзамен, станет ясно уже в ближайшее время.
В декабре ушедшего года все жители страны пристально наблюдали за ходом выборов в Государственную думу. Анализ результатов выборов перетек в обсуждение перспектив президентской кампании. За этим как-то буднично и практически незаметно прошло знаковое для Красноярска событие: уход Петра Пимашкова в Государственную думу. С 15 декабря 2011 года обязанности мэра краевого центра исполняет бывший руководитель регионального правительства Эдхам Акбулатов.
Премьера на мэра
Уход Петра Пимашкова с должности мэра города обсуждался довольно давно и активно. И это неудивительно. С одной стороны, за годы своей работы (почти 16 лет!) на этом посту Петр Иванович сделал очень многое: Красноярск существенно изменился к лучшему как внешне, так и «внутренне» – Правительством РФ наш город признан самым динамично развивающимся городом страны. Для дальнейшего развития необходимая, причем достаточно надежная основа создана.
Однако жизнь не стоит на месте, и новые вызовы требуют новых идей, подходов, планов. К вопросу назначения «временного главы» Красноярска краевые и городские власти подходили вдумчиво, рационально, без спешки. И кандидатура Эдхама Акбулатова далеко не случайна. Вот что говорит о бывшем премьер-министре региона сам Петр Иванович:
– Это человек вдумчивый, трудолюбивый, ответственный, – подчеркивает Пимашков, – Эдхам Шукриевич работал в администрации города и зарекомендовал себя только с положительной стороны.
По закону у Красноярского городского совета есть полгода для того, чтобы утвердить нового человека на посту главы Красноярска. Однако для многих депутатов профессиональные и человеческие качества Эдхама Акбулатова хорошо известны. По словам председателя горсовета Владимира Чащина, «это грамотный человек и опытный управленец».
– Я уверен, что в этот период управляемость администрации не будет потеряна, – считает Чащин.
В том, что устойчивая работа городского хозяйства и социальной сферы Красноярска будет продолжена, нет поводов сомневаться. Акбулатов и Пимашков неоднократно обсуждали проблемы краевого центра, Эдхаму Шукриевичу хорошо известны все «болевые точки» Красноярска. И спрос за решение проблем будет достаточно жестким: Акбулатов известен как требовательный, педантичный руководитель.
И еще один момент, о котором стоит упомянуть. Петр Пимашков после ухода со своего поста не покинул большую политику. Напротив, он уже начал работать в Государственной думе – главном законодательном органе страны. С одной стороны, это в очередной раз подчеркивает высокий уровень управленческих кадров нашего региона. Кроме того, Петр Иванович пообещал, что станет активным лоббистом интересов Красноярского края в Госдуме. Учитывая хорошие связи Пимашкова в высоких политических кругах страны, за администрацию города можно только порадоваться: лоббист такого уровня есть далеко не у каждого региона.
Кто завязывает белые ленточки?
Митинги, акции протеста, народное недовольство – настоящий «тренд» последних месяцев прошлого года. Возникает вопрос, почему же гражданская активность проявилась так быстро, резко, «резво», если хотите? Годами не было – и тут вдруг, как из ниоткуда? Но из «ниоткуда» в политике, как известно, ничего не появляется.
На днях Барак Обама заявил, что США переносят центр своего внимания в Азиатско-Тихоокеанский регион. Это значит, что вопрос с судьбой Ирана, а вместе с ним и всего Большого Востока уже решен. Сколько бы ни говорили о спонтанности так называемой арабской весны, в ее результате в регионе не осталось ни одного государства, способного вести самостоятельную политику.
Последнее – Сирия, охваченная гражданской войной, – на грани иностранной интервенции. Кроме того, в зоне риска оказываются все бывшие советские среднеазиатские республики, Северный Кавказ и Закавказье. Первые симптомы уже начинают чувствовать наши соседи в Азербайджане.
«Республиканская оппозиция в Конгрессе воспримет заявление о возвращении Путина в Кремль как доказательство провала политики «перезагрузки», проводимой администрацией Барака Обамы. Этот вопрос уже стал частью политической игры в Вашингтоне, частью президентской избирательной кампании».
«Теперь администрация США будет вынуждена признать, что жесткие заявления Путина относительно Соединенных Штатов и НАТО – это не девиации российской политики, а сама российская политика. Теперь администрации Обамы предстоит принимать очень сложные решения».
Это цитаты из выступлений на «Голосе Америки» старшего научного сотрудника института Брукингса Фионы Хилл и вице-президента Американского совета по внешней политике Илана Бергмана соответственно.
Итак, что же мы видим? Осознав, что Владимир Путин выставит свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах и шансы его на победу очень высоки, власти США не на шутку встревожились. У них ведь кредо такое: диктовать всему миру свои условия, свою волю. «У вас есть нефть, но мало демократии? Тогда мы идем к вам!» – шутка, в которой лишь малая доля шутки.
Революции всех возможных цветов радуги, «арабская весна», почти неограниченное финансирование оппозиционных партий и движений по всему миру – всем этим США никогда не брезговали.
Слабая власть в нашей стране Америке только на руку. Однако Владимир Путин всегда проводил жесткую политику по отношению к США. И хотя наши страны являлись и являются партнерами во многих сферах, на первом месте для Владимира Путина всегда были и оставались интересы страны: суверенитет, экономическая и политическая независимость.
В последнее время со стороны политических и экономических конкурентов России звучат предположения о том, что стране грозит застой. Однако если под застоем понимать стабильность власти, устойчивость государственных структур и контроль правительства над ходом событий, то многие страны Запада, где уже третий год подряд продолжается тяжелый экономический и финансовый кризис, хотели бы иметь сейчас подобный застой.