В новой рубрике «Сельская экзотика», мы будем рассказывать о необычных видах сельского хозяйства. Оказывается, есть и такие в нашем крае. Например, на севере региона разводят овцебыков, а под Красноярском скоро может открыться страусиная ферма. Обыкновенные дачники тоже удивляют: чуть ли не виноград за полярным кругом выращивают. Впрочем, даже привычных кроликов и овец, к примеру, не разводят в крае массово. Пока есть лишь отдельные фермеры, которые решились на необычный шаг и завели «экзотику». Так что, если вы один из таких рисковых, звоните, пишите, мы готовы рассказать о вашем опыте.
Первая наша остановка – ферма «Коза-дереза» под Красноярском, где разводят коз, продают козье молоко и сыр. Есть также овцы, кролики, куры, перепела, гуси. В магазинчике, что находится здесь же, даже гончарными изделиями одного из местных мастеров торгуют. В общем, полный набор для полноценной сельской идиллии.
Бросить все
Ферма на самом деле необычная не только тем, что здесь разводят «непопулярных» коз. Интересных деталей – множество. Хотя бы название – на самом деле фермеры не так уж и часто подобным образом «обзывают» свои хозяйства. Гораздо привычнее и понятнее «ИП Иванов», к примеру. Кроме того, тут… чисто и опрятно. Помещения для животных выкрашены в приятный цвет. Все крепко и добротно. Пожалуй, тут даже чище, чем на образцовой городской улице. Можно расхаживать в белых туфлях хоть целый день, не запачкаешь. Сам хозяин, кстати, именно так и делает.
О владельце агрофирмы особая история. Андрей Болсуновский всего несколько лет назад возглавлял один из крупных банков в Красноярске. Как он сам признается, мечта о собственной ферме была еще в те годы. Однако бросить все и уехать на землю долго не решался.
И это понятно – стабильность банковского кресла, комфортность и доходность многого стоят. А тут неизведанный бизнес… Хотя в последнее время все больше сугубо городских бизнесменов обращается именно к сельскому хозяйству. Конечно, не все поступают так кардинально и резко, как Болсуновский. Для многих этот вид деятельности является непрофильным – для души, что называется, а вдруг выстрелит.
Для Болсуновского же целью было создание агрофирмы.
– В банке я просто зарабатывал деньги на свое дело, – говорит он.
И вот свершилось. Козы, бараны, утки, перепела… А начиналось все со страусов. На участке, до которого мы в этот раз так и не доехали, страусы живут до сих пор. Болсуновский считает, что эта птица не раскрыла еще свой потенциал в сибирских условиях и имеет все шансы стать привычным атрибутом подворий в наших широтах.
Для народа
Еще из необычностей этого хозяйства. Здесь не только выращивают коз, производят молоко и сыр, но и продают племенных животных всем желающим. Тут можно приобрести перепелов, кроликов, баранов, кур, уток, инкубационные яйца…
Удовольствие, правда, это недешевое. Цена хорошей козы может доходить до нескольких десятков тысяч рублей. Средние образцы стоят чуть больше десяти тысяч рублей. Кто в теме, тот поймет.
– Мы создали у себя на ферме своего рода птичий рынок. Для фермеров, подсобных хозяйств… Здесь можно приобрести все – у нас и животные есть, и корма, всевозможные товары для фермеров, даже литература. Дело в том, что в городе ничего подобного нет, а востребованность есть. Вот мы и решили развивать это направление. К тому же посетители у нас часто просят посмотреть животных, но не поведешь же их по всей ферме. Сделали отдельный уголок – удобно. Посмотрел, купил, – рассказывает Болсуновский.
Для первичного знакомства можно зайти на фирменный сайт. Тут все новинки, животные на продажу также выставлены.
Потенциальный клиент – обычный человек. Совсем не обязательно быть серьезным фермером. Много тех, у кого просто свой дом, подворье. Дело в том, что предложений о продаже коз, баранов в крае мало. Имеются в виду сертифицированные животные от понятного поставщика, с чистой историей и ветеринарным контролем. Конечно, периодически встречаются объявления о продаже и целых отар, но обыкновенно это сделки на уровне «из рук в руки», где, очевидно, никаких гарантий вам не дадут.
Ближе к делу
Ферма «Коза-дереза» получила финансовую поддержку краевого минсельхоза. За несколько миллионов рублей здесь построили помещение для животных.
Еще на этапе становления было понятно: проект сразу не окупится. Чтобы «отбить» вложенные средства, понадобится лет восемь, а то и больше. Болсуновский признает: сроки можно было бы сократить, если не тратиться на «излишества». Например, не так заботиться о внешнем виде фермы, ее чистоте – ну в самом деле, надои же от красоты стен не увеличатся. К тому же наверняка можно было бы подкармливать козочек чем-нибудь стимулирующим быстрый набор веса. Правда, тогда это уже называлось бы не фермой в чистом виде, а фабрикой по производству мяса, молока и сыра.
Потребители ценят в таких относительно малых хозяйствах именно качество. Согласитесь, при масштабном производстве частенько страдает экологичность и, как следствие, сомнительна полезность конечного продукта. Здесь же все натурально – покупатель едет сюда именно за этим.
Если уж есть имя, то терять его ради сиюминутной прибыли неразумно.
Земельный вопрос
Из всего рассказанного может показаться, что «Коза-дереза» живет в каком-то идеальном мире. Вовсе нет, судебные тяжбы, волокита коснулись и этого хозяйства. Не секрет, что для фермеров очень важным является фактор близости рынков сбыта. Для Болсуновского это Красноярск.
Однако получить землю в аренду в близлежащем Емельяновском районе ему так и не удалось. В итоге после всех попыток махнул рукой и купил участок. Расходы в разы больше, но… Возможно, если бы земля была подальше от города, все было бы гораздо проще. Но тут Емельяновский район – самая быстрорастущая территория, где каждый клочок на счету, куда ни ткни, кому-нибудь да принадлежит. И, кстати, во многих случаях берут участки для строительства коттеджей.
Битвы за землю, правда, на этом не закончились. Недавно прямо под боком у его фермы пытались «воткнуть» красноярское кладбище, которое призвано было заменить Бадалык. На ферме вроде отбились, чиновники нашли другое место. Но по вопросу аренды земли судебные тяжбы с районной администрацией продолжаются.
Получение сельскохозяйственной земли в долгосрочную аренду – это отдельная тема, которую мы обязательно осветим в следующих номерах. Так что, если у вас есть примеры успешного или неуспешного опыта в этом вопросе, пишите, мы обязательно включим их в свой материал.