К 105-летию Михаила Годенко: Он не делал скучных танцев

К 105-летию Михаила Годенко: Он не делал скучных танцев
Фото ансамбля танца Сибири

Об уникальном годенковском стиле мастера народного танца спорят уже много лет. Как удавалось создавать композиции, которые люди с удовольствием смотрят до сих пор? Главный балетмейстер Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко Лидия Дзьобак считает: все дело в задоре танцевальных номеров и массовости постановок. Когда на сцену выходит весь коллектив, сразу видна мощь и ансамбля, и Сибири, которую представляют танцоры.

Чувствовал время

Михаил Семенович Годенко – знаковая фигура для Красноярского края. Благодаря талантливому балетмейстеру и худруку о нашем регионе узнали не только в России, но и во многих странах мира. Лидия Дзьобак вспоминает: Годенко обещал танцорам: «Я покажу вам весь мир». И он выполнил это обещание.

За артистами ансамбля танца Сибири давно уже закрепилось прозвище «годенковцы». И действительно – их творческий подъем связан с появлением в Красноярске Михаила Семеновича Годенко. Он приехал в край в 1963 году и сразу поменял название коллектива. Если раньше он назывался «Ансамбль танца народов Сибири», теперь слово «народов» исчезло из наименования. Это открывало коллективу большие возможности импровизации. Сам Годенко говорил: «Мы не сможем танцевать хакасский танец как хакасы». Но смогли как годенковцы.

Артисты, работавшие с мастером, говорят: он был очень творческой личностью (нередко его можно было застать намурлыкивающим мелодию, которая потом превращалась в танцевальную композицию) и хорошо чувствовал современность. Да, это были уже народно-сценические танцы, положенные на музыку современных композиторов и с уникальными движениями.

– Я думаю, успех Михаила Семеновича – в содружестве с композитором Владимиром Корневым, – говорит Лидия Дзьобак. – Он предлагал идеи, но их нужно было воплощать в жизнь, осуществить, сделать. И это была уже задача Годенко. Они оба радовались, когда зрители после концерта аплодировали стоя, кричали «браво», «молодцы». Михаил Семенович говорил: «Значит, наш коллектив идет по верному пути».

Он чувствовал время: брал за основу русскую народную музыку и развивал современный сюжет. Вводил элементы джаза, эстрады, добавлял веселые заразительные движения.

Работали на лучших площадках мира

С каждым годом ансамбль танца Сибири становился все больше и больше востребован зрителями во всем мире. Красноярских танцовщиков хотели видеть американцы и французы. Тогда артисты объездили с гастролями 70 стран.

И попасть работать в коллектив было делом чести для артистов из других коллективов. Практически в каждом городе СССР, куда Красноярский ансамбль танца Сибири приезжал с гастролями, на кастинг выстраивалась очередь желающих танцевать в прославленной команде.

Так в коллектив пришла Лидия Дзьобак – ученица мастера, которая сохраняет его наследие, уникальный годенковский стиль ансамбля танца Сибири.

– Мы знали всех худруков профессиональных коллективов, которые создавали интересные программы, – Моисеев, Вирский, Надеждина, Устинова, Годенко, – рассказывает главный балетмейстер Красноярского государственного ансамбля танца Сибири. – Я тогда работала в Чувашском ансамбле песни и танца, приехала в Москву в отпуск. И увидела афиши: Омский хор и ансамбль танца Сибири проводят прослушивание. Мы пошли провериться в эти коллективы вместе с мужем – Григорием Васильевичем Дзьобак, пригласили на работу в оба. Но мы выбрали ансамбль танца Сибири – в нем больше возможности показать себя.

Лидия Дмитриевна тогда была уже замужем, молодой семье дали квартиру в Чебоксарах на берегу Волги. Тем не менее они с мужем бросили все и уехали в Сибирь – за перспективным хореографом. Она ждала от Годенко новых интересных постановок. И он не обманул ее ожиданий.

– Это судьба, что я попала в коллектив к Годенко. Мы работали на лучших площадках мира. Это дорогого стоит! – говорит Лидия Дзьобак.

В ансамбле танца Сибири Лидия Дмитриевна работает с 1966 года. Двадцать лет отдала танцу. Ей уже было за 40, на пенсии, но так хотелось танцевать, что выходила и выходила на сцену.

– У Михаила Семеновича был такой авторитет – когда он входил в зал, все подтягивались, – вспоминает главный балетмейстер ансамбля.

Золотой фонд

Лидия Дмитриевна ушла из солистов, когда Годенко не стало – в 1991 году. И занялась восстановлением номеров Михаила Семеновича. Мастер проработал в ансамбле танца Сибири 30 лет, за это время многие его наработки исчезли. Тогда танцы не записывали на видео и не фиксировали на бумаге. Оставались только живые свидетели творчества талантливого хореографа – бывшие танцоры ансамбля.

Но та самая массовость, которая стала стилем Годенко, усложняла миссию Лидии Дмитриевны. Ведь на сцене каждый выполнял свою задачу и не запоминал, что делал другой. Искали фотографии с концертов, старые телевизионные съемки, ветераны ансамбля вспоминали движения. И так шаг за шагом возрождались один танец за другим. Первой восстановленной композицией стала «Хороводная пляска с трещотками».

Золотой фонд мастера Лидия Дзьобак начала восстанавливать к 100-летию Михаила Годенко, которое отмечалось в 2019 году. Так на сцену вернулись «Утушки», «Валенки», «На рыбалке», цикл «Северная сюита» – танцы коренных малочисленных народов Севера, и другие. Сейчас эти танцы вошли в концертную программу ансамбля.

Хотя, как говорит Лидия Дзьобак, коллектив развивается и вводит в репертуар новые, современные постановки. Например, на концерте в Московском Кремле, посвященном 90-летию Красноярского края, целое отделение посвятили современной хореографии. Но как отмечают и главный балетмейстер, и сами танцовщики, старые годенковские номера пользуются большей популярностью у публики. Постановки мастера, считавшиеся в свое время авангардными, давно стали классикой современного прочтения народно-сценического танца. А имя Годенко прочно вошло в историю мировой танцевальной культуры.

– Годенко не делал скучных танцев. Именно поэтому его постановки интересны зрителю даже спустя 50 лет после их появления, – считает Лидия Дзьобак.

В Красноярском ансамбле танца Сибири восстановили годенковские постановки:

  • 2012 год – «Подснежник»;
  • 2018 год – «На свидании», «На рыбалке», «Северная сюита» («Ёхарьё», «Современный ненецкий танец», «Увезу тебя я в тундру»), «Утушки»;
  • 2020 год – «Валенки».
Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности