К 105-летию Михаила Годенко: Он не делал скучных танцев

К 105-летию Михаила Годенко: Он не делал скучных танцев
Фото ансамбля танца Сибири

Об уникальном годенковском стиле мастера народного танца спорят уже много лет. Как удавалось создавать композиции, которые люди с удовольствием смотрят до сих пор? Главный балетмейстер Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко Лидия Дзьобак считает: все дело в задоре танцевальных номеров и массовости постановок. Когда на сцену выходит весь коллектив, сразу видна мощь и ансамбля, и Сибири, которую представляют танцоры.

Чувствовал время

Михаил Семенович Годенко – знаковая фигура для Красноярского края. Благодаря талантливому балетмейстеру и худруку о нашем регионе узнали не только в России, но и во многих странах мира. Лидия Дзьобак вспоминает: Годенко обещал танцорам: «Я покажу вам весь мир». И он выполнил это обещание.

За артистами ансамбля танца Сибири давно уже закрепилось прозвище «годенковцы». И действительно – их творческий подъем связан с появлением в Красноярске Михаила Семеновича Годенко. Он приехал в край в 1963 году и сразу поменял название коллектива. Если раньше он назывался «Ансамбль танца народов Сибири», теперь слово «народов» исчезло из наименования. Это открывало коллективу большие возможности импровизации. Сам Годенко говорил: «Мы не сможем танцевать хакасский танец как хакасы». Но смогли как годенковцы.

Артисты, работавшие с мастером, говорят: он был очень творческой личностью (нередко его можно было застать намурлыкивающим мелодию, которая потом превращалась в танцевальную композицию) и хорошо чувствовал современность. Да, это были уже народно-сценические танцы, положенные на музыку современных композиторов и с уникальными движениями.

– Я думаю, успех Михаила Семеновича – в содружестве с композитором Владимиром Корневым, – говорит Лидия Дзьобак. – Он предлагал идеи, но их нужно было воплощать в жизнь, осуществить, сделать. И это была уже задача Годенко. Они оба радовались, когда зрители после концерта аплодировали стоя, кричали «браво», «молодцы». Михаил Семенович говорил: «Значит, наш коллектив идет по верному пути».

Он чувствовал время: брал за основу русскую народную музыку и развивал современный сюжет. Вводил элементы джаза, эстрады, добавлял веселые заразительные движения.

Работали на лучших площадках мира

С каждым годом ансамбль танца Сибири становился все больше и больше востребован зрителями во всем мире. Красноярских танцовщиков хотели видеть американцы и французы. Тогда артисты объездили с гастролями 70 стран.

И попасть работать в коллектив было делом чести для артистов из других коллективов. Практически в каждом городе СССР, куда Красноярский ансамбль танца Сибири приезжал с гастролями, на кастинг выстраивалась очередь желающих танцевать в прославленной команде.

Так в коллектив пришла Лидия Дзьобак – ученица мастера, которая сохраняет его наследие, уникальный годенковский стиль ансамбля танца Сибири.

– Мы знали всех худруков профессиональных коллективов, которые создавали интересные программы, – Моисеев, Вирский, Надеждина, Устинова, Годенко, – рассказывает главный балетмейстер Красноярского государственного ансамбля танца Сибири. – Я тогда работала в Чувашском ансамбле песни и танца, приехала в Москву в отпуск. И увидела афиши: Омский хор и ансамбль танца Сибири проводят прослушивание. Мы пошли провериться в эти коллективы вместе с мужем – Григорием Васильевичем Дзьобак, пригласили на работу в оба. Но мы выбрали ансамбль танца Сибири – в нем больше возможности показать себя.

Лидия Дмитриевна тогда была уже замужем, молодой семье дали квартиру в Чебоксарах на берегу Волги. Тем не менее они с мужем бросили все и уехали в Сибирь – за перспективным хореографом. Она ждала от Годенко новых интересных постановок. И он не обманул ее ожиданий.

– Это судьба, что я попала в коллектив к Годенко. Мы работали на лучших площадках мира. Это дорогого стоит! – говорит Лидия Дзьобак.

В ансамбле танца Сибири Лидия Дмитриевна работает с 1966 года. Двадцать лет отдала танцу. Ей уже было за 40, на пенсии, но так хотелось танцевать, что выходила и выходила на сцену.

– У Михаила Семеновича был такой авторитет – когда он входил в зал, все подтягивались, – вспоминает главный балетмейстер ансамбля.

Золотой фонд

Лидия Дмитриевна ушла из солистов, когда Годенко не стало – в 1991 году. И занялась восстановлением номеров Михаила Семеновича. Мастер проработал в ансамбле танца Сибири 30 лет, за это время многие его наработки исчезли. Тогда танцы не записывали на видео и не фиксировали на бумаге. Оставались только живые свидетели творчества талантливого хореографа – бывшие танцоры ансамбля.

Но та самая массовость, которая стала стилем Годенко, усложняла миссию Лидии Дмитриевны. Ведь на сцене каждый выполнял свою задачу и не запоминал, что делал другой. Искали фотографии с концертов, старые телевизионные съемки, ветераны ансамбля вспоминали движения. И так шаг за шагом возрождались один танец за другим. Первой восстановленной композицией стала «Хороводная пляска с трещотками».

Золотой фонд мастера Лидия Дзьобак начала восстанавливать к 100-летию Михаила Годенко, которое отмечалось в 2019 году. Так на сцену вернулись «Утушки», «Валенки», «На рыбалке», цикл «Северная сюита» – танцы коренных малочисленных народов Севера, и другие. Сейчас эти танцы вошли в концертную программу ансамбля.

Хотя, как говорит Лидия Дзьобак, коллектив развивается и вводит в репертуар новые, современные постановки. Например, на концерте в Московском Кремле, посвященном 90-летию Красноярского края, целое отделение посвятили современной хореографии. Но как отмечают и главный балетмейстер, и сами танцовщики, старые годенковские номера пользуются большей популярностью у публики. Постановки мастера, считавшиеся в свое время авангардными, давно стали классикой современного прочтения народно-сценического танца. А имя Годенко прочно вошло в историю мировой танцевальной культуры.

– Годенко не делал скучных танцев. Именно поэтому его постановки интересны зрителю даже спустя 50 лет после их появления, – считает Лидия Дзьобак.

В Красноярском ансамбле танца Сибири восстановили годенковские постановки:

  • 2012 год – «Подснежник»;
  • 2018 год – «На свидании», «На рыбалке», «Северная сюита» («Ёхарьё», «Современный ненецкий танец», «Увезу тебя я в тундру»), «Утушки»;
  • 2020 год – «Валенки».
Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
7 сентября 2024
В Красноярском крае восстанавливают леса, погибшие от пожаров, вырубок и вредителей
За время действия национального проекта «Экология» в Красноярском крае восстановлено более 530 тысяч гектаров леса. При этом объемы лесовосстановления с
Без рубрики
7 сентября 2024
Не знающий истории, не поймет и современности
В этом году студенты неисторических специальностей в российских вузах начнут изучать историю России по новому учебнику, который был подготовлен в
Без рубрики
6 сентября 2024
Герои живут по соседству
Встречаясь с ветеранами СВО, подметил одну характерную деталь: никто из них не похож на так называемых «киношных» героев. Помните –