От белоснежных потолков с лепниной и многоламповыми люстрами сложно отвести взгляд. На фасаде выделяются балконы с ажурными коваными перилами. Реставрация одного из самых известных и масштабных памятников архитектуры Минусинска – Дома Вильнера – завершена, и у здания начинается новый этап – здесь будут учиться студенты колледжа культуры и искусств.
К 200-летию Минусинска весь старый центр города должен полностью преобразиться, средства выделены на восстановление более 30 зданий.
Часть современной истории
Типография, дом купчихи Беловой, второй корпус музея имени Н. М. Мартьянова… Ценителям сибирского барокко и деревянных особняков есть на что посмотреть: в небольшом Минусинске более 80 домов имеют статус памятников архитектуры.
Но дом купца второй гильдии Герша Вильнера – потомка еврея, сосланного в Сибирь, и тогда и сейчас находился на недосягаемой вершине. Трехэтажное кирпичное здание называли «Зимним дворцом» за масштабность, изобилие элементов декора, таких как архивольты*, волюты*, сухарики (пояски мелких выступающих кирпичиков)… Можно было понять отчаяние минусинцев, которые год за годом наблюдали, как здание погибает.
Когда-то здесь на первом этаже располагался магазин, чуть позднее – кинотеатр и кафе «Де ля Пари», на втором – квартира для большой семьи Вильнера, Сибирский банк. Во дворе были не только хозяйственные помещения, но и электростанция. Потом пристроили третий этаж с огромными потолками почти в пять метров, предназначавшийся для реального училища и квартиры директора в пять комнат… После революции дом национализировали, отдали под различные учреждения – здесь недолгое время были и оружейные мастерские, и химическая лаборатория для изготовления взрывчатых веществ, и аптека. Сам Вильнер, по некоторым сведениям, уехал после революции в Харбин, но потом вернулся в Россию и умер во время блокады Ленинграда.
В 90-х годах учреждения выселили, дому нужен был капитальный ремонт. Но восстановление требовало немалых средств: в итоге работы то возобновлялись, то прекращались… Сейчас восстановленное здание станет отличным подарком к 75-летию колледжа – очевидно, что его помещения в классическим стиле создают особую атмосферу для занятий хореографией, музыкой и сценическим искусством. Вместо бывшего кабинета управляющего банком теперь здесь просторный конференц-зал. Из «исторического» остаются фундамент и наружные стены. Очень сильно изменилась конфигурация помещений. Перекрытия и лестницы между этажами сделаны заново из железобетона. В соответствии с новыми требованиями со стороны двора появился лифт для маломобильных граждан.
– За сто лет технологии очень сильно поменялись, и нам нужно было не только восстановить здание, но и сделать его максимально комфортным и современным, – рассказывает Сергей Чистяков, специалист Центра сохранения культурного наследия. – Нужно было провести вентиляцию, электросети. Чтобы спрятать коммуникации, пришлось существенно опустить уровень потолков в коридорах.
На первоначальных этапах реставрации занимались еще «вычинкой» кирпичной кладки – удалением кирпича с трещинами, участков стен, где явно были видны разрушения.
А мастер Валерий Чинов больше года в подвале здания, где была оборудована мастерская, изготавливал отдельные элементы по сохранившимся образцам, заливая гипс в силиконовые формы, – лепнины в интерьере было много, и разнообразной. Ее удалось восстановить благодаря старинным фотографиям.
Сейчас в лесах уже соседний с Домом Вильнера особняк. Когда-то там жил купец Иван Борисов, торговавший мануфактурными и галантерейными товарами. Еще один архитектурный памятник, который дождался своего преображения.
– Здесь решено было сделать загс, инициативу поддержала и администрация, и сами жители, – рассказывает Сергей Чистяков. – Место подходящее – само по себе здание очень красивое, рядом парк, есть места для фотозон. Чем больше здесь у нас будет событий, тем больше будет оживать старая часть города. Наша цель – не просто выполнить реставрационные работы, но и сделать так, чтобы памятники стали частью уже современной истории города. Здание, даже если оно отремонтированное, но у него нет хозяина, там никто не живет, начинает разрушаться.
Храм – кинотеатр – склад
В стороне от старинного центра находится еще один памятник архитектуры, который очень долго ждал своего восстановления.
Сохранились записи о его создании:
«Жители южной окраины Минусинска, будучи отделены значительным расстоянием от своих приходских церквей, Спасской и Троицкой, и тяготясь малочисленностью храмов в Минусинске, начали подумывать о постройке собственного храма на так называемой Пятницкой площади, где до середины XIX века было кладбище. Среди жителей нашлись охотники с особым усердием послужить святому делу собиранием денежных средств…» Так начинается история еще одного храма с драматичной, но, увы, типичной для того времени судьбой.
Величественный, построенный в необычном для Сибири восточно-византийском стиле, он был освящен в 1911 году во имя Вознесения Господня. Наверное, мало кто из наших современников догадается, какая связь между ним, храмом Христа Спасителя в Москве и взорванным Богородице-Рождественским собором в Красноярске, на месте которого позднее построили здание правительства края. Проекты этих зданий выполнены известным архитектором Константином Тоном.
– Им в середине XIX века был разработан альбом с образцовыми планами храмов, рекомендованными Святым Синодом, – поясняет Сергей Чистяков. – Каждый застройщик вносил впоследствии определенные изменения, но они здесь не очень значительны.
Новый храм совсем недолго украшал старую часть города – спустя несколько лет началась революция, здание передали в муниципальную собственность. Колокола отдали пожарной команде, а само помещение пытались приспособить сперва под кинотеатр «Октябрь», но акустика была неподходящей, мешало гулкое эхо, потом разместили склад.
В 20-х годах прошлого века, по обыкновению того времени, государство изъяло ценности: 28 фунтов 23 золотника серебра: ризы с икон, утварь для богослужения – потир, дискос, лжицу, дарохранительницу…
Однако в процессе реставрационных работ у Сергея Чистякова появились основания считать, что часть утвари и других церковных ценностей могла сохраниться.
– Это не основа для легенды, а результат анализа определенных данных, – говорит он. – Есть акт с описанием изъятых ценностей, и там перечислена лишь третья часть того, что было в храме изначально, в соответствии с закупочными листами на церковную утварь. Невозможно не задаться вопросом: а где все остальное? При проведении изыскательских работ выяснилось, что по периметру здания глубина фундамента примерно 1,6 метра, а в одном из углов – 4,6 метра. Это достаточно сильная асимметрия, которой можно найти объяснение. Рядом с аналоем была свечная лавка, и часто под ним делали небольшой склад. Я предположил, что здесь может быть еще второй этаж, небольшое помещение. В проекте этого нет, однако, когда вскрыли деревянные полы, оказалось, что в том месте, где предположительно был спуск, – прямоугольник из другого грунта. Явно была какая-то штольня. Это не в первый раз в моей практике: много лет назад, во время работы на объектах в Верхотурье, я нашел подземные ходы. После расчистки там обнаружили носилки с церковной медью – мелкими монетами, которые собирались как пожертвования.
Насколько верны предположения архитектора – возможно, не удастся узнать никогда. После реставрации здания, которая должна завершиться к маю 2023 года, разведка аномалии в глубине залегания фундамента не предусмотрена.
Здесь восстановят утраченное пятиглавие, обработают кирпичную кладку фасадов и каменного цоколя. На цокольном этаже появится купель в форме креста со ступенями для погружения – она существовала ранее, но в более примитивном виде.
Свидетели судьбоносных событий
Большой объем работ запланирован и на ныне действующем Спасском соборе – своеобразной архитектурной доминанте старинного центра города. В здании напротив собора рабочие на лесах отбивают остатки штукатурки, и под светло-желтым декором обнаруживается стена из красного кирпича.
Уже несколько лет здесь, на улице Красных Партизан, 2а, располагается воскресная школа. Само здание появилось около ста лет назад: предположительно, деньги для строительства были выделены минусинским купцом Никифором Зайцевым. Так появилась богадельня – учреждение, где на средства благотворителей содержались старички, калеки, брошенные родственниками или вообще не имеющие их. Каждый осматривался доктором – при наличии «заразной болезни» следовал отказ. А в 1902 году здесь открылся приют для бедных детей, которому присвоили имя основателя музея – Николая Мартьянова. Уже после революции здание несколько раз меняло хозяев – здесь была и пекарня артели инвалидов «Прогресс» (по некоторым данным, остались те же самые жильцы, которых просто заняли общественно полезным трудом, и школа шоферов, и редакции газет, и даже бактериологическая лаборатория).
Несколько объектов, где изначально планировался небольшой ремонт, уже готовы. Среди них военный комиссариат Минусинска по улице Комсомольской: здесь обновили стропила крыши, отмостки, фасад. Когда-то владел зданием купец Никон Смирнов, занимающийся мануфактурой и другими товарами. После его смерти в 1916 году жена отдала первый этаж, где была лавка с галантереей, под бесплатную библиотеку-читальню. Интересно, что здание, которое спустя несколько десятков лет получил в свое распоряжение райвоенкомат, стало свидетелем приезда предводителя хакасского отряда 20-х годов, а потом – разгрома банды частью особого назначения под руководством Аркадия Гайдара. Правда, только на кинопленке. В первом случае Одесская киностудия снимала здесь фильм «Последний год Беркута», а во втором – киностудия имени Горького – картину «Конец императора тайги»…
Впрочем, почти каждый памятник архитектуры города за свою вековую историю не раз становился свидетелем судьбоносных событий страны. Ценность старинных зданий не только в уникальных деталях отделки, таких как маскароны* и архивольты. Это еще и свидетели ушедших эпох, благодаря которым у нас, людей ХХI века, возникает ощущение сопричастности к знаковым историческим эпизодам.
Юбилей Минусинска даст возможность продлить жизнь многим из них, причем сделать это на достаточно высоком уровне. Буквально несколько месяцев назад проект возрождения старинного сибирского города получил золотой диплом на всероссийском фестивале «Архитектурное наследие».
Надеемся, что воплощение проекта не оставит равнодушными ни профессионалов, ни жителей города.
Что нашли на раскопках?
При реставрации зданий на объектах обязательно работают не только архитекторы, но и археологи. Когда восстанавливали облик купеческих особняков и храмов Енисейска, находки поражали своими масштабами – от стояночных комплексов эпохи неолита до церковных некрополей XVII – начала XX века. Были найдены десятки тысяч артефактов: от резных изделий из бивня мамонта и кости до перстней и пуговиц, выполненных в технике росписи перегородчатой разноцветной эмалью – в стиле «усольской финифти». В Минусинске объем работ меньше в разы.
– По сути, мы полномасштабные раскопки проводили только на территории воскресной школы, – рассказывает Тимофей Ключников, директор АНО «Археологическое исследование Сибири». – Был найден бронзовый нож, который относится к тагарской археологической культуре, его возраст около двух с половиной тысяч лет, а также каменные орудия, которыми пользовались примерно четыре тысячи лет назад, – это уже эпоха энеолита. Обнаружили кроме многочисленных фрагментов керамики курительные трубки примерно конца XVIII – начала XIX веков, а также старинную шахматную фигурку – металлическую икону-складень, ей немногим более ста лет. То, что на этом месте найдены артефакты разных эпох – вполне логично. Немногие знают, что там было старое устье реки Минусинки. Хорошо читаются следы наводнений – видно, что в какие-то времена этот участок земли затапливался, потом уровень падал, сюда вновь приходили люди. Уже потом Минусинка была отведена в новое, искусственное русло. А вообще, на этом месте люди жили как минимум четыре с половиной тысячи лет. Но на территории современного Минусинска были найдены еще более древние поселения – периода неолита, это семь-восемь тысяч лет назад. Я ранее находил такое орудие, как скребло, которое, вероятно, относится к эпохе палеолита, а это более 12 тысяч лет назад.
* Архивольт – обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
* Волюта – украшение в рельефном орнаменте порталов, карнизов и т. п.
* Потир – сосуд для освящения вина и принятия причастия в виде чаши на высокой ножке.
* Дискос – один из литургических сосудов: блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета.
* Лжица – небольшая ложечка с крестом на конце рукоятки, при помощи которой совершается причащение мирян и церковнослужителей.
* Дарохранительница – в христианстве шкатулка (ковчег), в которой хранятся кусочки освященного хлеба.
* Маскарон – вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас.