К чему приложить российскую «мягкую силу»

К чему приложить российскую «мягкую силу»

Сегодня, наверное, даже дети знают фразу «Россию нельзя победить силой, но можно разложить ее изнутри». Имя родителя крылатых слов туманно – их приписывают Бисмарку, Черчиллю, Даллесу, – но правдивость бесспорна, поскольку ярко и не раз подтверждалась практикой.

Цитировал ее и глава российского государства (в ходе прямой линии 2021 года), пояснив, что именно так произошло после Первой мировой войны и в 90-е годы прошлого века.

Однако у бесспорной фразы есть обратная сторона, которая столь же очевидна, но проговаривается крайне редко и не всегда внятно.

Разложение – оружие одностороннего действия. Попросту говоря, «они» могут нас разложить, а мы их – нет. Наш коллективный недруг может успешно гнить, но источники его разложения – внутренние, а у нас преимущественно внешние. Россия не раз впадала в очарование Западом, который, в свою очередь, почти никогда не бывал очарован Россией; к нам он испытывал совсем другие чувства, первые из которых – гнетущее непонимание, презрение и страх. Такое неравенство объясняется вовсе не тем, что они вечно передовые, а мы вечно отсталые. Причина в глубинной непохожести наших историй, их ключевых типажей. Например, западной культуре неоткуда было взять тип правдоискателя, богоискателя, страдальца – а это почти все центральные герои Достоевского, Толстого, полулегендарный царь-странник Федор Кузьмич…

Но также у них нет своего Смердякова. А у нас он, увы, есть.

Плод папаши Карамазова

Под знаком торжествующего Смердякова прошли девяностые и нулевые. Его историософское умозаключение по поводу Наполеонова нашествия – «и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки» – повторялось на множество ладов (ближайший аналог «пили бы баварское»), но, самое главное, активно претворялось в жизнь и без всякого нашествия. Первые мужи страны видели великое благо в отказе от державных прав в пользу Запада и в передаче ему же общенародного достояния, ибо это выход на «столбовую дорогу истории». Что касается идеологического сопровождения процесса, то в своей молодости не помню дня, чтоб, открывая газету или включая телевизор, не узнал, что я, русский, природный раб, свинья, насильник народов, прошлое моей страны – сплошной мрак, который только в данный момент немного просветляется. И просветится окончательно, когда «умные нации» совсем покорят «весьма глупую-с». Ибо там – райский сад, где даже навоз пахнет слаще наших цветов. Это говорила не только пресса, но и граждане – в офисах, на улицах…

Публика, пребывающая сейчас в шоке по причине радикальной мировой перемены, разбежавшаяся сотнями тысяч по ближнему и дальнему зарубежью либо затаившаяся на исконной местности, – это и есть Смердяков, который был вытеснен на периферию, но никуда не исчез.

Греховный плод папаши Карамазова и Лизаветы Смердящей не был порождением чистой фантазии автора, а взят им с родной исторической почвы. Кроме того, не им первым обнаружен. Николай Данилевский в известной книге «Россия и Европа», вышедшей в 1869 году, видел в русской жизни явные признаки болезни, которую назвал «европейничаньем», считал побочным действием шоковой вестернизации Петра, и перечислил симптомы. «Все формы европейничанья, которыми так богата русская жизнь, могут быть подведены под следующие три разряда:

  1. Искажение народного быта и замена форм его формами чуждыми, иностранными; искажение и замена, которые, начавшись с внешности, не могли не проникнуть в самый внутренний строй понятий и жизни высших слоев общества – и не проникать все глубже и глубже.
  2. Заимствование разных иностранных учреждений и пересадка их на русскую почву – с мыслью, что хорошее в одном месте должно быть и везде хорошо.
  3. Взгляд как на внутренние, так и на внешние отношения и вопросы русской жизни с иностранной, европейской точки зрения, рассматривание их в европейские очки… причем нередко то, что должно бы нам казаться окруженным лучами самого блистательного света, является совершенным мраком и темнотою, и наоборот».

Болезнь, считал Данилевский, расколола русский народ на два слоя – высший, «европейский», смотрит презирающим чужим глазом на низший, национальный. И, самое прискорбное, заражает его презрением ко всему исконному и восхищением всем чужеземным.

По большому счету «европейничанье» – это болезнь хроническая, то обостряющаяся, то утихающая, но не исчезающая. Коллективный недруг, кстати, об этом помнит прекрасно (подчас лучше нас), потому столь усердно и системно развивает «мягкую силу», направленную на нас. Поскольку сила прямая и жесткая не работает.

Очаровать очарованного

Призывы к российской земле рождать не только собственных платонов, но и соросов (хороших, конечно, а не таких, как оригинал), то есть развивать свою «мягкую силу», внедрять в западное сознание наши цели, ценности и прочие красоты через иновещание, образование и прочее, создавать кучу фондов, НКО и т. д., упираются в стену. И это вовсе не прямой запрет на «российскую пропаганду», а фундаментальная вещь – невозможно очаровать очарованного, тем более самим собой. Запад имеет доморощенный Содом, который его и разъедает, но своего Смердякова, повторю, у них нет.

Во второй половине 20-х годов прошлого века западные интеллектуалы-леваки были очарованы СССР, отчего первые советские резидентуры не знали отбоя от «инициативников». Но все это оказалось не более чем краткой богемной блажью. Те, кто симпатизирует нам, понимают нас в главном и сейчас маргиналы по тамошним меркам.

У нашей «мягкой силы», буде таковая возникнет, нет объекта в европах. Сила эта может быть направлена только внутрь, что вовсе не является открытием. Именно так действовал Советский Союз, создавая практически с нуля собственный класс интеллектуалов, художников, педагогов, которых держал на гособеспечении – причем довольно щедром, – и при этом ставил классу глобальную задачу, жестко спрашивая за ее выполнение. Задача же заключалась в формировании мировоззрения строителя коммунизма, человека светлого будущего. Из этой задачи вышли шедевры советской культуры, науки и техники, восхищаясь которыми нелишне помнить, что созданы они людьми на государевой службе, а не грантоедами. После гибели СССР этим людям никаких задач уже не ставили и фактически их расформировали. То, что класс все же не уберег страну от торжества смердяковщины (и даже был ее источником), аргумент спорный – хотя бы потому, что Россия выжила и пошла вверх благодаря фундаментальному наследию лучшей его части. Зато бесспорно другое: если этот класс не формируем мы, его формируют наши враги, что наглядно подтверждает история, которую многие из нас видели собственными глазами.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи