Российским авиакомпаниям дадут возможность принимать на работу иностранных пилотов. Соответствующий проект поправок в нормативные документы уже опубликован Минтрансом для общественного обсуждения. О необходимости подобного шага говорилось уже давно. Дефицит квалифицированного летного состава велик, и на то, что он сократится в ближайшие годы, надежды нет.
Вопрос качества образования
Если с гражданской точки зрения эта новость вызывает, как минимум, недоумение: неужели у нас нет возможностей для подготовки собственных специалистов, то с обывательской – настоящий страх: не получится ли, что за штурвалами самолетов окажутся… обыкновенные гастарбайтеры? Неизбежно приходится вспоминать о дисбалансе рынка труда в других сферах и в который раз задавать вопрос: как может кадровый голод мирно уживаться с безработицей?
Однако ситуация на рынке труда многих субъектов Федерации, в том числе и Красноярского края, показывает, что такой парадокс вполне возможен. На начало февраля в регионе было официально зарегистрировано 24 500 безработных. Вакансий, которые есть на этот период, только в банке служб занятости населения края – 26 300…
Причин сложившейся ситуации сразу несколько. Одна из самых серьезных – отсутствие на сегодняшний день полноценной, комплексной системы профориентации. Вчерашние школьники имеют весьма приблизительные представления о правильном выборе будущей специальности. По данным агентства труда и занятости населения Красноярского края, последнее исследование профпредпочтений учащихся выпускных классов показывает, что более 30 % из них вообще не определились с дальнейшим местом учебы. При этом более половины школьников не знают, какие именно специальности более всего востребованы на рынке труда. И почти каждый из 17-летних мечтает именно о дипломе…
В итоге, получив «престижную» специальность, молодой и амбициозный выпускник пополняет армию безработных. Реальность жестока. На сегодняшний день в общем банке вакансий Красноярского края только 29 вакансий юристов и… 1 349 вакансий водителей. Между тем ежегодно едва ли не каждый крупный вуз продолжает выпускать юристов…
Но дело не только в перенасыщении рынка. Вопрос еще и в качестве выпускников. Список претензий работодателей к новоиспеченным специалистам огромен – начиная от элементарного нежелания работать, заканчивая отсутствием необходимых знаний по специальности, оторванностью от практики…
Как оказалось, и с пилотами сложилась аналогичная ситуация.
– Экономическая ситуация 90-х, спад объема перевозок – все это привело к деградации системы подготовки летных кадров, – говорит авиационный эксперт, руководитель российского портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. – Когда начался рост авиаперевозок, она не смогла вовремя среагировать и обеспечить подготовку достаточного количества пилотов. Сейчас мы оказались в ситуации, когда возрастные, опытные пилоты уходят на пенсию, списываются по здоровью, а замещение происходит достаточно медленно. Но и привлечение иностранных пилотов – это просто «заплатка», а не решение проблемы. Необходимо реформировать систему образования – она неэффективна и дорога. Дает недостаточный уровень знаний по базовым специальностям. На подготовку пилотов государство тратит очень много средств, а выпускники по итогу просто не умеют летать. Для «доучивания» авиакомпаниям надо вложить еще не один десяток тысяч долларов…
Управление рынком труда
Для нашего края наиболее актуальной является потребность в кадрах для крупнейших инвестиционных и инновационных проектов. В течение 2012 года в краевую службу занятости было заявлено более 10 тысяч вакансий от работодателей, участвующих в реализации инвестпроектов разного уровня – от муниципального до краевого. С точки зрения логики это хороший шанс получить достойную зарплату жителям тех районов края, где расположены крупнейшие предприятия. Однако не все местные соискатели имеют необходимую квалификацию и опыт работы…
В регионе давно назрела необходимость создания комплексной системы управления трудовыми ресурсами.
– Кроме несоответствия подготовки кадров требованиям работодателей отмечается территориальный и профессиональный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, – отмечает руководитель агентства труда и занятости населения Красноярского края Виктор Новиков. – Ежегодная потребность в квалифицированных кадрах в период до 2020 года в регионе составляет 75–90 тысяч человек. Чтобы в корне изменить ситуацию, в крае разрабатывается стратегия управления рынком труда, которая будет решать задачи опережающего кадрового обеспечения, эффективного использования трудовых ресурсов. Сейчас работа организована на всех уровнях – от отдельных инвестиционных проектов до муниципальных образований, базовых отраслей экономики и реализации региональных программ. Управление рынком труда предусматривает такие механизмы, как формирование единой системы подготовки кадров, стимулирование трудовой мобильности, применение современных профориентационных и информационных технологий. В этом году начнет работать портал «Трудовые ресурсы Красноярского края», где будет размещена необходимая информация по каждой профессии: насколько она востребована на рынке труда, на каких предприятиях есть вакансии или прогнозируется потребность, где можно получить необходимое образование.
Отдельные элементы работают уже сейчас. К ним, к примеру, относится заключение договоров между работодателями и отдельными учебными заведениями.
Чтобы стать лучшим
Решение проблемы кадрового дисбаланса и, как следствие, безработицы не всегда носит глобальный характер. У подавляющего большинства так называемого экономически активного населения совершенно отсутствуют даже начальные навыки выстраивания собственной карьеры. Этому не учат в большинстве вузов. Но без таких знаний уже не обойтись.
– Соискатели очень часто руководствуются при поиске работы незамысловатыми критериями: «чтобы офис был рядом с домом», « зарплата не ниже определенной суммы» и так далее, – рассуждает руководитель пресс-службы компании HeadHunter по Сибири Елана Таращук. – А вот насколько пригодится опыт, полученный на новой работе, для дальнейшей карьеры, задумываться почему-то не принято. На мой взгляд, ни государство, ни агентство по трудоустройству не может за каждого конкретного человека спланировать будущее и поставить задачи – чего конкретно он хочет добиться в ближайшие годы.
Провести анализ своей стоимости на рынке как специалиста, найти ответ на вопрос, почему не удается зарабатывать такие деньги, какие хотелось бы, нужно самостоятельно. Далеко не все готовы к этому. Как и к тому, что порой необходимо быть готовым к смене деятельности и даже места жительства.
В Сибири востребованы специалисты из сферы по добыче полезных ископаемых: во-первых, не так много учебных заведений занимается их выпуском, а во-вторых, зачастую нужны сотрудники уже с достаточным опытом работы. Естественным шагом будет, к примеру, из западной части России переехать в Красноярский край. И наоборот – очень часто работодатели из западной части России ищут в Сибири дефицитных для них специалистов – технологов пищевых производств: уровень выпускников специализированных учебных заведений у нас достойный, а соответствующих вакансий не так много.
С другой стороны, подобная востребованность образованных и перспективных сотрудников из различных отраслей уже привела к печальной для нашего региона тенденции – массовой миграции. Печальной, потому что ни один путь эффективного развития Сибири, о котором говорится сегодня, без квалифицированных сотрудников невозможен.
Кадры для региона ничуть не менее ценны, чем запасы нефти и других полезных ископаемых. И чтобы сохранить кадровый потенциал, иметь возможность привлекать новых перспективных специалистов, недостаточно расширенного соцпакета и постоянной индексации заработной платы. Необходимо повышать уровень жизни, создавать, в том числе, и особую среду, где бы концентрировались научные разработки.