Как АУкнется?

Социальные услуги выходят на рынок, чтобы повысить качество жизни

Как АУкнется? Социальные услуги выходят на рынок, чтобы повысить качество жизни

С 1 января 2011 года вступил в силу федеральный закон № 83, связанный с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений – больниц, школ, музеев, театров. Вокруг закона развернулись дискуссии, возникли мифы и легенды о том, что с переходом бюджетных учреждений в автономные, «новые бюджетные» и казенные, то есть на иные формы финансирования со стороны государства, в стране не останется ничего бесплатного – ни образования, ни медицины, сократится количество библиотек, учреждений культуры. Чтобы развеять мифы, в Красноярске прошел семинар-совещание, организованный Министерством финансов РФ для регионов Сибирского и Уральского федеральных округов по вопросам реализации 83-го федерального закона.

В работе семинара приняли участие заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко, заместитель министра – директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ Алексей Лавров, директор департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина РФ Михаил Котюков. На площадке участники семинара поделились опытом реализации закона в регионах, определили общий план дальнейшей работы. Руководителям учреждений сегодня необходимо выбрать оптимальный тип учреждения с учетом сферы его деятельности и отраслевой специфики, а также определить, каким должно быть государственное задание для работы в новых условиях. Заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко отметила, что все «страшилки» по поводу нового закона идут от непонимания его положений. Поэтому важно правильно расставить акценты. По сути, дискуссия о реформе государственных муниципальных учреждений – разговор о работе исполнительной власти: насколько эффективно она тратит налоги, которые мы платим. По мнению экспертов, закон поможет решить проблему неэффективного использования госсредств. «Закон совершенствует механизмы оказания государственных (муниципальных) услуг, он направлен на то, чтобы сделать их качественными и прозрачными. Развитие рынка социальных услуг в постиндустриальном обществе приобретает важнейшее экономическое значение. Поэтому и разработаны правила игры для субъектов социальной сферы. В прежних координатах у госучреждений не было необходимости конкурировать. Предпосылками принятия закона стало и появление теневых денежных отношений в связи с неопределенностью стандартов оказания услуг и объема государственных гарантий», – подчеркнула Татьяна Нестеренко. Простой пример: если в библиотеку приходит всего три-четыре читателя, государство все равно содержит ее по полной. Бюджетная нагрузка даже для сильного Российского государства сегодня оказывается непосильной.

Напомним, законом предусмотрено 3 типа учреждений – казенные, бюджетные новой формы и автономные. Казенные учреждения останутся на сметном финансировании, а бюджетные и автономные будут получать бюджетные субсидии на выполнение государственных заданий по оказанию услуг населению. В результате изменений учреждения получат больше правовой и финансовой самостоятельности. К примеру, автономные и бюджетные учреждения нового типа получат право на оказание платных дополнительных услуг, на использование имущества для получения дополнительных доходов. Вырученные средства можно будет направить на любые цели учреждения, в том числе и на повышение заработной платы коллективу учреждения.

Таким образом, механизм действия закона создает необходимые условия и возможности улучшения качества и доступности государственных услуг для населения, повышения эффективности работы учреждений в целом.

Так за что придется платить? Многих беспокоит то, что новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг. Но, как поясняют разработчики закона, № 83-ФЗ уточняет действующие нормы о том, что платные услуги могут оказываться только сверх госзадания. А в рамках госзадания только тогда, если это установлено федеральным законом.

Ситуацию с платными услугами в образовательных учреждениях – школах, вузах, детских садах – министерство образования и науки края прояснило еще в начале текущего года. Напомним, что бесплатное общее, начальное, среднее и высшее образование закреплено в Конституции РФ. В Минюсте зарегистрированы образовательные госстандарты, обеспечивающие бесплатное образование в России. И если вдруг какая-то школа перестает преподавать какие-то обязательные предметы бесплатно, у нее приостанавливается лицензия.

Эксперты считают, что главные риски при реализации № 83-ФЗ зависят от того, насколько регионы готовы к изменениям. Виктор Томенко, заместитель губернатора – заместитель председателя правительства Красноярского края, отметил: «Два дня семинара посвящены всем аспектам реализации 83-ФЗ. Данный закон позволяет изменить правовой статус учреждений, которые входят в бюджетную сеть. Используя различные механизмы управления, можно значительно повысить эффективность работы. Главная цель нового закона заключается в том, чтобы, с одной стороны, облегчить себе работу в современных условиях, с другой – улучшить результаты деятельности, сделать социальные услуги, которыми пользуется огромная часть страны, лучше, качественнее».

НАША СПРАВКА

Всего в крае насчитывается 639 государственных учреждений,

329 из них перейдут в статус казенных.

276 организаций уже в первом полугодии получат статус бюджетных нового типа и 19 станут автономными.

Из 4 151 учреждения муниципального уровня 2 320 перейдут в статус бюджетных нового типа, 1 782 – в статус казенных. 49 учреждений уже работают в статусе автономных.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления
Без рубрики
22 ноября 2024
Одобрено бассейновым советом
В соответствии с планом работы Енисейским БВУ Росводресурсов в мае и октябре 2024 года проведены очередные заседания бассейнового совета Енисейского