Помните детскую игру «Море волнуется»? Как мы вдохновенно повторяли «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три… Морская фигура, на месте замри». Мы изображали кто рыбу, кто звезду, кто осьминога. Так и здесь – в спектакле «Про китов». Каждый из актеров – морской обитатель, каждый демонстрирует свои умения и таланты. Но не замирает, как в той детской игре, а двигается, показывая свою значимость и нужность этому миру.
Когда есть фантазия, все получается
Этот спектакль-перформанс стал финалом большого проекта, который целый год создавали больничные клоуны из «Дома в горошек» вместе с ребятами из психоневрологического интерната «Подсолнух».
В прошлом году «Дом в горошек» выиграл президентский грант и пошел путем КИТа – то есть на средства Фонда президентских грантов начал создавать клоунский инклюзивный театр (КИТ) для особенных детей на базе «Подсолнуха». Да, дети в этом интернате непростые – с ментальными нарушениями, каждый со своими особенностями. Некоторые даже не умеют говорить. Но сейчас уже ясно: занятия в театре для них стали возможностью раскрыться, продемонстрировать (а главное – реализовать!) свои желания, таланты и фантазии.
Как говорит художественный руководитель «Дома в горошек» Евгения Полянская, весь год больничные клоуны проводили с ребятами занятия по телесной и музыкальной терапии, использовали метод мультимодальной терапии искусством. У них не было методичек или рекомендаций – это первый опыт работы самодеятельных актеров и детей с ментальными нарушениями. И появился он именно у нас, в Красноярском крае.

Первыми к будущим актерам пришли Аня Соболь – педагог по телесной терапии, а также клоуны Лепинис, Пишишико и Шурум-бурум. И ребята в такой профессиональной компании изучали, чего же желают их ноги – чувствовали, как они хотят двигаться, смотрели друг на друга, знакомились. А потом взяли фломастеры и рисовали свои ступни, придумывали, какими они могут быть. В результате появились следы саблезубых тигров, цветочные поляны, гусеницы, кольца с изумрудами. В этом и заключается мультимодальный подход – внутри процесса один вид творчества перетекает в другой.
Росточек будущего спектакля
А больничный клоун Морковка преподавала ребятам актерское мастерство. Раскроем секрет: под маской Морковки – Екатерина Мишанина, актриса Красноярского драматического театра имени Пушкина.

– Мне было очень важно посмотреть на ребят: какие они, что мы сможем вместе придумать? И поэтому первое занятие стало знакомством, – рассказала Екатерина. – Мы погрузились в такую всем известную игру, как «Море волнуется раз», где ребята были различными морскими обитателями. Но и не только. Оказалось, что есть морские грузовики, морские машины. Это было весело, забавно. Мальчишки и девчонки очень открыты. Несмотря на свои непростые диагнозы, они очень активно включались в игру и брали все, что я им предлагала. Взаимодействовали с воображаемыми предметами, передавали друг другу по кругу из ладошки в ладошку воображаемого маленького котенка, мылили несуществующее мыло, ели яблоки, которые росли над нами на невидимом дереве. А потом одна девочка по имени Снежана предложила посадить косточку. Мы закопали эту косточку, и в итоге дети ждали, когда же она прорастет. Такая вера в эти обстоятельства. Тогда я предложила: давайте мы сами побудем этой косточкой, которая прорастет и превратится в настоящий яблоневый сад. У нас это получилось. Потому что когда есть фантазия, воображение, то все получается. И можно вырастить настоящий яблоневый сад. Мне кажется, на этом занятии мы посадили нашу косточку, наш росточек нового будущего спектакля.
Герои с характерами актеров
Как говорят режиссеры, тренеры, больничные клоуны, что занимались с детьми, у них не было цели создать полноценную театральную постановку, которая возьмет «Золотую маску» или международную премию. В спектакле много свободы, игры, выдумывания детьми разных историй, персонажей и костюмов. Здесь присутствовал принцип свободного существования в мире, выдуманном этими ребятами, много импровизации – и клоунской, и детской, – а также непредсказуемых, живых моментов. Потому в процессе подготовки многое менялось буквально на ходу. Герои постановки приобретали характеры ребят, которые их изображали, а также служили воплощению их мечты. Так в спектакле «Про китов» появилась рыба-обнимака. Ее сыграл Гена, который и в реальной жизни очень любит объятия. А его товарищ по постановке всегда мечтал быть звездой и спеть на сцене. И здесь ему это удалось.

– Спектакль получился очень живой. Несмотря на то что я как режиссер на всех репетициях была, но на премьере стояла за кулисами, и слезы мои лились и не останавливались. Просто от того, как меня переполняли чувства, – признается Евгения Полянская. – Как будто бы воздух поменялся. Как будто бы жизнь стала проживаться насыщеннее. Потому что вышли дети, и их переживания внутри этого действия были настолько яркими, настолько естественными, насколько это возможно.
Это важно – почувствовать себя нужным
Актерами спектакля «Про китов» стали 17 ребят с умеренными ментальными нарушениями. Некоторые из них занимаются в различных студиях психоневрологического интерната, у других не было этого интереса. А после театральных постановок каждый из актеров стал более уверен в себе и нацелен на успех.
– Дети раскрепостились на этих занятиях, даже неговорящие научились выражать свои эмоции – через жесты, через упражнения. Сначала учились доверять друг другу, а затем начали высказывать свои желания, – рассказывает директор психоневрологического интерната для детей «Подсолнух» Татьяна Черноусова. – Дети стали более открытыми, почувствовали себя нужными.

Как говорит Татьяна Черноусова, это очень важно для детей с ментальными нарушениями. Они и во взрослой жизни смогут жить только в специализированных интернатах, и задача педагогов и воспитателей социализировать особенных ребят, научить их проявлять интерес к жизни и обслуживать себя.
– После спектакля дети выходили и говорили больничным клоунам: «Спасибо, что взяли меня в этот проект», – говорит директор интерната. – Благодаря клоунскому инклюзивному театру у них появилась потребность в занятиях.
Проект завершился, но в «Подсолнухе» надеются, что сотрудничество с «Домом в горошек» продолжится и в будущем, очень уж понравились занятия и детям, и педагогам. У особенных ребят есть достижения и в спорте, и в танцах, и в изобразительном искусстве, и в вокале. А теперь появился еще и театральный опыт, который раньше жил только в желаниях и фантазиях. А ведь это так здорово – когда мечты сбываются.



